18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Партитура событий: на выставке в Самаре звучит история Седьмой симфонии Шостаковича

Мэппинг на фасаде Самарского академического театра оперы и балета. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Мэппинг на фасаде Самарского академического театра оперы и балета.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Самаре отмечают 80-летие первого исполнения Седьмой симфонии («Ленинградской») Дмитрия Шостаковича. Оркестр Большого театра возвращается на ту же сцену, где в 1942 году состоялась премьера. Музыкальную программу дополняет выставочная

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича посвящена блокадному Ленинграду, но особое значение имеет и для Самары: именно здесь она была завершена и впервые прозвучала. Премьера состоялась 5 марта 1942 года во Дворце культуры (ныне — Самарский академический театр оперы и балета). Исполнили сочинение музыканты эвакуированного из Москвы Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда.

Сохранилась фотография, на которой запечатлена предпремьерная репетиция оркестра. По какой-то причине — возможно, большое пространство концертного зала трудно было отапливать — она проходила не на сцене, а в фойе второго этажа, торжественном помещении с люстрами и белыми мраморными колоннами. Этот снимок положил начало выставочному проекту, рассказывающему о Седьмой симфонии и ее авторе. Выставка занимает то самое фойе, где 80 лет назад репетировал оркестр, и тем самым синхронизирует эпохи, переносит посетителя в прошлое. Этому способствует небанальное решение архитекторов экспозиции: подиум, на котором она размещена, расчерчен таким образом, чтобы показать рассадку музыкантов. Вот здесь сидели скрипачи, альтисты, виолончелисты, тут располагалась группа деревянных духовых, а там стоял дирижер. Пока ты бродишь среди них, невидимых, оркестр будто оживает. Также можно заглянуть в партитуры, услышать воспоминания музыкантов и сольные партии инструментов.

Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка демонстрирует тщательную работу с архивными материалами: на ней представлены фотографии, видеозаписи, афиши, отрывки из писем и газетных статей, страницы и обложки журналов, листы партитуры и прочее — то, что сохранилось в архивах музея и нотной библиотеки Большого театра России и Самарского академического театра оперы и балета. Первый раздел экспозиции рассказывает о довоенной деятельности Шостаковича, его дружбе и сотрудничестве с Маяковским и Мейерхольдом, работе над музыкой к пьесе «Клоп», балету «Болт», операм «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», о творческих поисках композитора и жесткой критике, с которой он столкнулся. Второй раздел повествует о перипетиях, сопутствовавших созданию и первым исполнениям «Ленинградской». Так, зачисленный в начале войны добровольцем в пожарную команду, композитор писал симфонию даже на дежурстве; при эвакуации в Куйбышев партитура с тремя частями сочинения была утеряна, но затем чудом нашлась на одной из станций; в Ленинграде для исполнения симфонии пришлось демобилизовать музыкантов из действующей армии, поскольку местный оркестр в первый год блокады потерял значительную часть своего состава. Наконец, третий раздел экспозиции посвящен судьбе симфонии, ее шествию по миру, премьерам в Лондоне, Нью-Йорке и других городах. Тут можно увидеть обложку журнала Time с портретом Шостаковича в пожарной каске, созданном на основе фотографии, сделанной летом 1941-го.

Руководитель проекта Михаил Савченко отмечает живой, рукотворный характер экспозиции: «Здесь много рукописного текста, подиум разрисован вручную, использована обычная афишная печать». Он подчеркивает, что при подготовке премьеры в военное время организаторам и музыкантам «приходилось нелегко, и потому нам хотелось создать пространство, которое будто бы собрано из того, что было под рукой, чтобы все это вместе составляло единую симфонию».

Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка в фойе обрамляет главное событие — исполнение великого сочинения Шостаковича на той же сцене и в тот же день, что и 80 лет назад, оркестром Большого театра, который по этому случаю вернулся в Самару. Однако, в отличие от концерта, экспозицию можно будет увидеть почти до конца месяца. Кроме того, к памятной дате был подготовлен зрелищный мэппинг на фасаде театра, обыгрывающий архитектуру здания и иллюстрирующий историю создания Седьмой симфонии. В нем тревожные видения войны и эвакуации сменяются образами вдохновенной работы над музыкой, а фасад то и дело превращается в фортепианную клавиатуру. Некоторое время перед зданием театра также будет функционировать вечерняя светомузыкальная инсталляция, созданная студией Playtronica: зрителям предлагается направлять лучи прожекторов на специальные метки на фасаде, чтобы пробудить разные инструменты и ‎собрать‎ фрагмент из первой части симфонии. Проект, включающий выставку и наружные медиаобъекты, реализован при участии филиала Третьяковской галереи в Самаре.

Самарский академический театр оперы и балета
«‎80 лет Седьмой (Ленинградской) симфонии»
До 28 марта‎

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+