Партитура событий: на выставке в Самаре звучит история Седьмой симфонии Шостаковича

Мэппинг на фасаде Самарского академического театра оперы и балета. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Мэппинг на фасаде Самарского академического театра оперы и балета.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Самаре отмечают 80-летие первого исполнения Седьмой симфонии («Ленинградской») Дмитрия Шостаковича. Оркестр Большого театра возвращается на ту же сцену, где в 1942 году состоялась премьера. Музыкальную программу дополняет выставочная

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича посвящена блокадному Ленинграду, но особое значение имеет и для Самары: именно здесь она была завершена и впервые прозвучала. Премьера состоялась 5 марта 1942 года во Дворце культуры (ныне — Самарский академический театр оперы и балета). Исполнили сочинение музыканты эвакуированного из Москвы Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда.

Сохранилась фотография, на которой запечатлена предпремьерная репетиция оркестра. По какой-то причине — возможно, большое пространство концертного зала трудно было отапливать — она проходила не на сцене, а в фойе второго этажа, торжественном помещении с люстрами и белыми мраморными колоннами. Этот снимок положил начало выставочному проекту, рассказывающему о Седьмой симфонии и ее авторе. Выставка занимает то самое фойе, где 80 лет назад репетировал оркестр, и тем самым синхронизирует эпохи, переносит посетителя в прошлое. Этому способствует небанальное решение архитекторов экспозиции: подиум, на котором она размещена, расчерчен таким образом, чтобы показать рассадку музыкантов. Вот здесь сидели скрипачи, альтисты, виолончелисты, тут располагалась группа деревянных духовых, а там стоял дирижер. Пока ты бродишь среди них, невидимых, оркестр будто оживает. Также можно заглянуть в партитуры, услышать воспоминания музыкантов и сольные партии инструментов.

Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка демонстрирует тщательную работу с архивными материалами: на ней представлены фотографии, видеозаписи, афиши, отрывки из писем и газетных статей, страницы и обложки журналов, листы партитуры и прочее — то, что сохранилось в архивах музея и нотной библиотеки Большого театра России и Самарского академического театра оперы и балета. Первый раздел экспозиции рассказывает о довоенной деятельности Шостаковича, его дружбе и сотрудничестве с Маяковским и Мейерхольдом, работе над музыкой к пьесе «Клоп», балету «Болт», операм «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», о творческих поисках композитора и жесткой критике, с которой он столкнулся. Второй раздел повествует о перипетиях, сопутствовавших созданию и первым исполнениям «Ленинградской». Так, зачисленный в начале войны добровольцем в пожарную команду, композитор писал симфонию даже на дежурстве; при эвакуации в Куйбышев партитура с тремя частями сочинения была утеряна, но затем чудом нашлась на одной из станций; в Ленинграде для исполнения симфонии пришлось демобилизовать музыкантов из действующей армии, поскольку местный оркестр в первый год блокады потерял значительную часть своего состава. Наконец, третий раздел экспозиции посвящен судьбе симфонии, ее шествию по миру, премьерам в Лондоне, Нью-Йорке и других городах. Тут можно увидеть обложку журнала Time с портретом Шостаковича в пожарной каске, созданном на основе фотографии, сделанной летом 1941-го.

Руководитель проекта Михаил Савченко отмечает живой, рукотворный характер экспозиции: «Здесь много рукописного текста, подиум разрисован вручную, использована обычная афишная печать». Он подчеркивает, что при подготовке премьеры в военное время организаторам и музыкантам «приходилось нелегко, и потому нам хотелось создать пространство, которое будто бы собрано из того, что было под рукой, чтобы все это вместе составляло единую симфонию».

Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка в фойе обрамляет главное событие — исполнение великого сочинения Шостаковича на той же сцене и в тот же день, что и 80 лет назад, оркестром Большого театра, который по этому случаю вернулся в Самару. Однако, в отличие от концерта, экспозицию можно будет увидеть почти до конца месяца. Кроме того, к памятной дате был подготовлен зрелищный мэппинг на фасаде театра, обыгрывающий архитектуру здания и иллюстрирующий историю создания Седьмой симфонии. В нем тревожные видения войны и эвакуации сменяются образами вдохновенной работы над музыкой, а фасад то и дело превращается в фортепианную клавиатуру. Некоторое время перед зданием театра также будет функционировать вечерняя светомузыкальная инсталляция, созданная студией Playtronica: зрителям предлагается направлять лучи прожекторов на специальные метки на фасаде, чтобы пробудить разные инструменты и ‎собрать‎ фрагмент из первой части симфонии. Проект, включающий выставку и наружные медиаобъекты, реализован при участии филиала Третьяковской галереи в Самаре.

Самарский академический театр оперы и балета
«‎80 лет Седьмой (Ленинградской) симфонии»
До 28 марта‎

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+