18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Свобода на блюдечке: королевская лилия по соседству с гильотиной

Тарелка со сценой публичной казни короля Людовика XVI. Франция, Бургундия, Невер, 1793. Фото: Архив Татьяны Удрас
Тарелка со сценой публичной казни короля Людовика XVI. Франция, Бургундия, Невер, 1793.
Фото: Архив Татьяны Удрас
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Свирепость и романтизм Великой французской революции в сюжетах патриотической керамики — таково содержание каталога выставки, проходившей в Историческом музее. Предметы посуды из собрания Татьяны Удрас стали настоящим гидом по легендарной эпохе

Это издание подготовлено по материалам выставки 2020 года «Свобода, равенство, братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века» в Государственном историческом музее. Сама выставка, несмотря на то что открывалась она в момент первой волны ковида, карантинных мер и всеобщего смятения, не прошла незамеченной. Было отрадно узнать, что у русского агитационного фарфора 1920‑х годов существовал прообраз — патриотическая керамика времен Великой французской революции. В нашей стране этот феномен практически неизвестен, и надо отдать должное Татьяне Удрас, не только собравшей за довольно короткий срок внушительную коллекцию, но и инициировавшей выставку — первую по этой теме в России.

Татьяна Удрас — коллекционер многоплановый: она собирает каслинское литье, русский миниатюрный портрет XVIII–XIX веков, изделия Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС), а еще активно покупала современную графику в рамках интернет‑проекта «Шар и крест». И каждый вектор приводит к тому, что собранные ею коллекции соглашаются показать у себя государственные музеи, что свидетельствует о хорошем вкусе и системном подходе коллекционера. Фаянс не стал исключением: полсотни работ в каталоге образуют интересный спектр.

«Свобода, равенство, братство. Французский революционный фаянс из коллекции Татьяны Удрас». М., 2021. 116 с.
«Свобода, равенство, братство. Французский революционный фаянс из коллекции Татьяны Удрас». М., 2021. 116 с.

Французская патриотическая керамика — вариант арте повера, «бедного искусства» почти 230‑летней давности. Тарелки и кружки были толстостенными, далеко не идеальных форм, количество красителей ограничивалось пятью‑шестью цветами, рисунки были наивны, а эмблемы и символы часто повторялись. Но за всем этим стоит живая история, опьянение революцией, а потом и разочарование в ней.

На большом количестве тарелок мы находим, казалось бы, невозможные сочетания — символы трех сословий (крест, шпага и, к примеру, колосья), осененные королевской лилией. А все потому, что Людовика XVI казнили только в начале 1793 года, а до того была надежда на конституционную монархию, что в керамике и отразилось. Сцена с казнью короля тоже нашла место на фаянсе, как и более замысловатые сюжеты, такие как связь революционного комиссара Жан-Ламбера Тальена с маркизой де Фонтене. Только маркиза и могла тогда утихомирить казни в Бордо, где Тальен был наместником. Ей посвятили тарелку «Женщина­-брюнетка — хорошая гражданка» (1793).

Тарелка с изображением петуха на пушке. Франция, Бургундия, Невер, 1792-1794. Фото: Архив Татьяны Удрас
Тарелка с изображением петуха на пушке. Франция, Бургундия, Невер, 1792-1794.
Фото: Архив Татьяны Удрас

Тема патриотической керамики увлекательна и благодатна для исследователей. Тем более что, как мы узнали из статьи в каталоге, а также из интервью Татьяны Удрас, во Франции это явление довольно хорошо изучено, первая книга — «История патриотических фаянсов Революции» историка искусства Шанфлёри (Жюля Франсуа Феликса Юссона) — была напечатала еще в 1866 году и только при жизни автора выдержала несколько изданий. И тем обиднее, что всех нюансов и подробностей в каталоге нет. Каталожная статья Ивана Гольского получилась импрессионистичной: то в одном абзаце широким неводом он зачерпнул историю керамики вплоть до Древнего Египта и Персии, то подробнейшим образом остановился на происхождении фригийского колпака, начав опять же ab ovо, c X века до н.э. (но при этом в качестве источника информации сославшись на Вильяма Похлебкина), то сфокусировал наше внимание на факте, что в 1794 году Франция и Англия заключили договор о беспошлинном ввозе английской керамики, что нанесло французской керамической индустрии колоссальный вред, она не выдержала конкуренции, — все вместе это производит впечатление легкого светского разговора на вернисаже, но не научной статьи в каталоге. Но, возможно, таков и был замысел. Книга прекрасно напечатана, тарелки любопытно рассматривать, а комментарии к ним подчас неожиданны (например, о гуманизме казни на гильотине) и поучительны.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+