18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Брат за брата: как Третьяковы собирали искусство и что из этого вышло впоследствии

Павел Михайлович Третьяков с семейством. 1884 г. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Павел Михайлович Третьяков с семейством. 1884 г.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Полный каталог произведений, принадлежавших братьям Третьяковым, отнюдь не выглядит констатацией общеизвестного. И в самом этом собирательстве, и в последующей судьбе двух коллекций имелось немало скрытых обстоятельств и драматических коллизий

Недавнее открытие музея Павла и Сергея Третьяковых в доме их детства, расположенном по 1-му Голутвинскому переулку в Москве, вызвало очередную волну медийного интереса к этим фигурам. Так что выход в свет двухтомника «Братья Третьяковы. Коллекции» (издательство «Слово») может быть воспринят как часть пиар-кампании, сопутствующей появлению нового музея. Однако у книги есть и куда более фундаментальная задача. Собранные здесь материалы имеют прямое отношение к генезису Третьяковской галереи в целом, и для нынешнего музея это издание — в некотором смысле «родословная» и исторический камертон. «Отцов-основателей» здесь чтут не по обязанности.

Именно с этим связано стремление обойтись без избыточной полиграфической роскоши. Как выразилась на презентации книги директор ГТГ Зельфира Трегулова, «издание пленяет своей демократичностью». Иначе говоря, двухтомник адресован не ценителям подарочных раритетов, а публике гораздо более широкой. Что, впрочем, никак не сказалось на качестве текстов и репродукций: первые — дотошны и обстоятельны, вторые — вполне приемлемы, даже когда даны в каталожных мини-форматах. Автором-составителем издания стала Татьяна Юденкова, заведующая музейным отделом живописи второй половины XIX — начала XX века. Ее перу принадлежит более ранняя и тоже монументальная книга «Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы. Мировоззренческие аспекты коллекционирования» (2015). Сама Татьяна Витальевна, впрочем, на той же презентации всячески подчеркивала коллективный характер нынешней работы.

Братья Третьяковы. Коллекции. В 2-х тт. / Автор-сост. Т. Юденкова. М.: Слово/Slovo, 2021
Братья Третьяковы. Коллекции. В 2-х тт. / Автор-сост. Т. Юденкова. М.: Слово/Slovo, 2021

Издательство «Слово» уже выпускало полные каталоги художественных собраний Сергея Щукина и братьев Морозовых, теперь дело дошло и до Третьяковых. Хотя их случай выглядит во многом иначе, чем сходные или примыкающие. В советское время братья Третьяковы оставались чуть ли не единственными представителями досто­славного племени купцов-коллекционеров, чья персональная роль в истории искусства не замалчивалась, а, напротив, превозносилась. Отсюда распространенная иллюзия, будто и про самих Третьяковых, и про их сокровища все давно понятно и что нет здесь никаких лакун, загадок, двусмысленностей.

Принято думать, в частности, что собрание Павла Михайловича (1832–1898) всегда находилось на особом положении и оставалось неделимым, неразрозненным. Это ложное мнение: немало экспонатов из его коллекции в период 1920–1960-х годов было передано в другие музеи страны или продано за границу. Хотя ядро ее действительно по-прежнему сосредоточено в Лаврушинском переулке. А вот коллекция Сергея Михайловича (1834–1892), собиравшего преимущественно западноевропейскую живопись, и вовсе была изъята из фондов галереи и роздана другим институциям — прежде всего ГМИИ имени А.С.Пушкина, в меньшей степени Государственному Эрмитажу. Кое-какие крохи достались региональным музеям; не обошлось и без продаж, и без пропаж.

По сути, нынешний каталог представляет собой реконструкцию того собрания, которое было подарено городу Павлом Третьяковым — и от себя, и от имени покойного брата. Именно этот конгломерат предметов искусства был зафиксирован в каталоге 1898 года. Он послужил базисом для современных издателей, хотя ими использована иная структура, основанная на именном указателе. Попутно внесено множество уточнений в каталожные данные. Ну и объемы репродуцирования сейчас другие — воспроизведено почти все, что упомянуто в списках: в издании насчитывается около 4 тыс. изображений.

Экспозиция Третьяковской галереи, зал № 6. 1902. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Экспозиция Третьяковской галереи, зал № 6. 1902.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Каталог обеих коллекций помещен во втором томе, а первый отдан рассказам про собирательскую жизнь. Здесь опубликованы исторические хроники, семейные и культурологические, воспроизведены кадры из фотоархивов и собраны эпизоды, связанные с приобретением отдельных работ — прежде всего знаменитых, наиболее популярных. Кстати, нередко в этих повествованиях прописаны финансовые обстоятельства той или иной сделки, о которых прежде упоминалось вскользь или просто не сообщалось. Теперь разговор о взаиморасчетах с художниками зазорным уже не кажется. Да и в целом предпринимательская деятельность семейства Третьяковых в книге представлена вполне отчетливо.

А еще из этих хроник становится понятнее, что именно двигало братьями-коллекционерами помимо патетического служения Отечеству, заученного со школьной скамьи. Служение — да, но еще и страсть, и азарт, и амбиции, и забота о своем реноме, и соревнование с конкурентами. При этом Павел и Сергей были людьми ощутимо разными по психологическому складу — и это добавляет внутренней интриги в рассказы о том, о чем якобы и так все знают. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+