Guerlain создал аромат, вдохновленный скульптурой Огюста Родена

Фрагмент скульптуры «Поцелуй» Огюста Родена.Фото: Musée Rodin
Фрагмент скульптуры «Поцелуй» Огюста Родена.
Фото: Musée Rodin
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Несмотря на новые веяния, одному из старейших парфюмерных Домов Европы удалось сохранить индивидуальность и приверженность селективным ароматам, воплотившиеся в парфюмерном шедевре Musc Outreblanc

Вряд ли Пьер Франсуа Паскаль Герлен, парфюмер-химик по профессии, открывая собственное дело в 1828 году, мог подумать, что в новом тысячелетии его имя будет неразрывно связано не только с историей парфюмерии и косметики, но и с историей Франции как таковой. Особую роль в этом сыграла супруга Наполеона III, императрица Евгения. Признанная законодательница мод поддержала многие знаменитые ныне французские дома, создававшие предметы роскоши. Своим вниманием она отметила и Герлена: в 1853 году присвоила ему титул «официального парфюмера ее величества» за созданный в ее честь аромат Eau de Cologne Impériale. Тонкий вкус монаршей особы требовал создания композиции гениальной простоты — в ней слились роза, флердоранж и жасмин. Герлен придумал для подарка императрице особый флакон с изображением пчел, который изготовили и вручную украсили мастера стекольной мануфактуры Pochet du Courval. Тогда такой подход был поистине инновационным: прежде духи разливали в аптечные склянки. Главный элемент декора Eau de Cologne Impériale — пчела — появился не просто так. Пчела стала эмблемой французских императоров при Наполеоне Бонапарте. Именно пчелы сменили геральдические лилии Бурбонов на гербе, коронационной мантии и штандартах. Несмотря на то что Наполеон I был свергнут, золотые пчелы остались символом империи и достались по наследству и его племяннику, Наполеону III. Впечатленная подарком Евгения не только титуловала Герлена, но и позволила сделать императорскую пчелку собственным знаком парфюмера. Так с 1853 года пчела навсегда стала символом Guerlain.

Несмотря на новые веяния, Дому удалось сохранить индивидуальность и приверженность селективным ароматам.

Венец высокой парфюмерии Guerlain — коллекция L’Art & La Matière (фр. «искусство и ингредиенты») — олицетворяет собой неизменную приверженность Дома качеству и красоте, которая движет им с момента основания.

Недавно коллекция изысканных композиций пополнилась новым парфюмерным шедевром — Musc Outreblanc. Свежий аромат раскрывает все многообразие выразительных мускусных нот с их благородными полутонами. Musc Outreblanc, по словам его автора, парфюмера Дельфин Джелк, вдохновлен знаменитой скульптурой Огюста Родена «Поцелуй» и балансирует на грани нежности и чувственности.

Такое сравнение неудивительно для коллекции L’Art & La Matière: каждый аромат в ней рожден в порыве вдохновения. Подобно тому, как живописец всматривается в чистый холст или писатель подбирает слова для новой главы, парфюмеры Guerlain сочиняют их драгоценные композиции, облекая в материальную форму идеи.

«Я создавала Musc Outreblanc, стараясь сохранить чистые грани мускусных нот, при этом облагораживая их шероховатости, их текстуру», — говорит Дельфин Джелк. Ноты мускуса, легкие и в то же время чувственные, сливаются с ароматом кожи и раскрываются интимным, обволакивающим и исключительно стойким шлейфом. В основе пирамиды Musc Outreblanc — аккорд из нот белого мускуса и амбретты с нюансами груши и ириса. Начальные ноты выразительно окрашены нероли, за ними проступает нежный цветочный букет из абсолю флердоранжа и нот болгарской розы с вкраплениями пудровых мускусных нот и амбретты. Знаковый ингредиент Guerlain, масло ириса бледного, добавляет композиции иную грань: он почти материализуется, создавая ощущение прикосновения к гладкому куску белого мрамора. Базовые ноты аромата раскрываются молочным аккордом, основу которого составляют белая амбра и сандаловое дерево, сливающиеся в узнаваемый шлейф Guerlain.

Новый аромат Musc Outreblanc от Guerlain. Фото: Guerlain
Новый аромат Musc Outreblanc от Guerlain.
Фото: Guerlain

Пьер Франсуа Паскаль Герлен одним из первых обратил внимание на важность союза аромата и флакона. На заводе во французском Орфане, откуда по миру расходятся духи Guerlain, как и прежде, работают dames de table — мастерицы, сохраняющие приемы старинных техник упаковки ароматов: барбишажа, бодрюшажа и сургучового запечатывания флакона. Как и парфюм императрицы Евгении, флакон Musc Outreblanc упакован с использованием этих приемов. Сквозь его стеклянные стенки аромат демонстрирует неискаженные цвета ингредиентов. Восходящий к легендарной модели Guerlain Square Bottle, восьмиугольный флакон украшен выгравированным символом Дома — пчелой — и представлен в объеме 100 мл. Он снова изготовлен Pochet du Courval, исторической стекольной мануфактурой, с которой Guerlain сотрудничает с 1853 года. На черной мерцающей крышке выгравирован логотип — двойная литера G. Форма крышки и искусная отделка черным шнурком напоминают традиционное запечатывание парфюмов методом бодрюшаж, а сургучная печать ставится как дань уважения прежним традициям.

Пьер Франсуа Паскаль Герлен. Фото: Guerlain
Пьер Франсуа Паскаль Герлен.
Фото: Guerlain

Персонализация предлагает множество вариантов декора флакона и цветов его отделки. Благодаря приверженности Дома художественным ремеслам, Musc Outreblanc доступен с изящной отделкой ограниченной серии, созданной мастерами, поддерживающими давние связи с Guerlain. Коллекция включает в себя инкрустацию Лизон де Кон, вышивку «Пчела Дома Guerlain» от мастера Бизе и сверкающую версию из перламутра. Также в разных цветовых вариантах предлагаются витой шнурок и печать. Помимо этого, на флакон можно нанести гравировку — инициалы, имя или короткое сообщение, сделав его уникальным аксессуаром, который прослужит долгие годы благодаря возможности бесконечно наполнять его в избранных бутиках Guerlain (к сожалению, в России это пока невозможно, зато на родине Герленов такой проблемы не возникнет).

То, что вдохновением для новой парфюмерной композиции Дельфин Джелк стала именно скульптура Родена «Поцелуй», одна из самых знаменитых в истории искусства, глубоко символично.

Парфюмеры тоже по-своему скульпторы: они создают композиции, добавляя нужное и отсекая лишнее, чтобы добиться идеального баланса. Между творчеством великого мастера и Дома Guerlain можно провести и другие параллели. Например, истинными музами и для Родена, и для Guerlain были женщины. В жизни легендарного скульптора женщин было много. Это и его верная спутница, преданная и понимающая Роза Бёре, и целая вереница возлюбленных. Самая известная из них — Камилла Клодель. Их драматическая история любви описана во множестве книг и дважды экранизирована (в 1998 году режиссером Брюно Нюйттеном и в 2017-м Жаком Дуайоном). Клодель попала в мастерскую Родена отнюдь не в качестве натурщицы: она и сама была талантливым скульптором. Молодая, красивая, подающая надежды ученица была младше учителя на 24 года, что не помешало им мгновенно влюбиться друг в друга. Бурный и страстный роман продолжался почти десять лет, в течение которых Роден создал множество великих работ на тему любви, в том числе знаменитый «Поцелуй». Клодель разорвала отношения в 1893 году, поняв, что мастер никогда не оставит свою верную Розу. Скульптурная композиция «Зрелый возраст», созданная Камиллой в год расставания, стала яркой и чувственной аллегорией ее разрыва с Роденом: мужчина, влекомый старой женщиной, не оборачиваясь, уходит от умоляющей его на коленях девушки.

Фрагмент скульптуры «Поцелуй» Огюста Родена. Фото: Musée RodinФото: Musée Rodin
Фрагмент скульптуры «Поцелуй» Огюста Родена.
Фото: Musée RodinФото: Musée Rodin

После разрыва с Клодель любовницей Родена довольно долго была маркиза де Шуазель. Была среди его муз и британская художница Гвен Джон. Имена других подруг мастера в истории не увековечены, но точно известно, что их немало. В конце концов, обнаженное тело — главный мотив Родена. Движения человеческого тела, которые он так умело передавал в камне и бронзе, стали его универсальным средством для воплощения эмоций. Ему позировали обнаженными многие, в том числе великие танцовщики Айседора Дункан и Вацлав Нижинский. Как рассказывал сам скульптор, «понять свет, ню, море и соборы» ему помог его друг Клод Моне.

И это еще одна точка соприкосновения двух великих имен — Родена и Герлена. Продолжатель семейного дела Жак Герлен был страстным коллекционером работ импрессионистов, с большинством из которых был так дружен скульптор. Да и все представители легендарной парфюмерной династии всегда так или иначе были связаны с искусством. Семью Герлен с их утонченным вкусом неизменно вдохновляли искусство, архитектура, литература, театр, путешествия и благородные виды спорта вроде верховой езды. С детства соприкасаясь с прекрасным, они остро чувствовали дух времени, умело отвечая на запросы публики и создавая легендарные ароматы, которые остаются актуальными и желанными и десятилетия спустя.

Так, созданный Жаком Герленом аромат Mitsouko стал ответом на всеобщую увлеченность Востоком в «прекрасную эпоху», или, как ее называют французы, Belle Époque. Название аромата — «загадка» по-японски — отсылает к героине романа Клода Фаррера «Битва» («Душа Востока»), где рассказывается история любви юной Мицуко и молодого британца во время русско-японской войны. Mitsouko полюбился не только женщинам, но и мужчинам, например Чарли Чаплину, Сергею Дягилеву и Вацлаву Нижинскому.

Флакон нового аромата изготовлен на исторической стекольной мануфактуре Pochet du Courval. Фото: Guerlain
Флакон нового аромата изготовлен на исторической стекольной мануфактуре Pochet du Courval.
Фото: Guerlain

Другой аромат, L’Heure Bleue, Жак Герлен создал для своей дамы сердца с оглядкой на произведения нежно любимых им импрессионистов, передававших, как и новый парфюм, ощущение мимолетности момента. Еще один шедевр, легендарный Shalimar («храм любви» на санскрите), был вдохновлен историей любви Шах-Джахана и его супруги Мумтаз-Махал, после смерти которой император распорядился возвести величественный Тадж-Махал. Этот аромат стал сенсацией на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Эскиз флакона, напоминающего фонтан в садах Великих Моголов, создал Раймон Герлен, а мастера хрустальной мануфактуры Baccarat воплотили его в жизнь.

Связь с миром искусства Дом Guerlain поддерживает и сейчас. Вот уже 15 лет подряд он сотрудничает с парижской ярмаркой современного искусства FIAC, ежегодно проводя в бутике на Елисейских Полях выставки скульп­туры, живописи, фотографии и инсталляций.

Духи Guerlain становились героями многих произведений искусства.

Польская художница Юстина Нейман, которая пишет картины на основе впечатлений от ароматов, две работы посвятила Shalimar и Samsara от Guerlain. Немало упоминаний Дома можно встретить в литературе. Например, в «Циниках» Анатолия Мариенгофа, в «Третьем Риме» Георгия Иванова или у Валентина Катаева в книге «Алмазный мой венец». В «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова Гелла говорит о Guerlain и отдельно о Mitsouko на представлении Воланда в театре Варьете. В кино знаменитые духи тоже фигурируют нередко. В «Ничего не вижу, ничего не слышу» одну из преступниц, Еву, узнают по шлейфу аромата Shalimar. Его же носит героиня Сигурни Уивер в фильме «Деловая женщина». В знаменитой экранизации детективного романа «Смерть на Ниле», где снялись такие легенды кинематографа, как Джейн Биркин, Бетт Дэвис, Мэгги Смит, Миа Фэрроу и Лоис Чайлз, у наследницы многомиллионного состояния Линнет на туалетном столике стоит большой флакон того самого Shalimar. L’Heure Bleue появляется в «Дневной красавице» с Катрин Денёв, а слепой полковник Фрэнк Слейд в исполнении Аль Пачино в фильме «Запах женщины» почувствовал от своей незнакомой партнерши по танцу аромат Mitsouko.

На протяжении долгой истории Guerlain его творцы создают уникальные парфюмерные шедевры и совершенствуют мастерство, чтобы и сегодня дарить поклонникам удивительные ольфакторные произведения. Искусство высокой парфюмерии Дома Guerlain — это бесценное наследие редких и исключительных ароматов, которое продолжает и совсем новый Musc Outreblanc.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+