18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гений в расцвете творческих сил: портрет Пабло Пикассо с тенями и полутонами

Пабло Пикассо. «Женщина в шляпе (Ольга)». 1935. Фрагмент. Фото: Сenter Pompidou
Пабло Пикассо. «Женщина в шляпе (Ольга)». 1935. Фрагмент.
Фото: Сenter Pompidou
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Политика и бурная личная жизнь — прежде всего этими двумя факторами определялись события, подробно изложенные в четвертом томе биографического повествования о Пикассо, последней исследовательской работе Джона Ричардсона

Четвертый том «Жизни Пикассо» Джона Ричардсона открывается такими словами: «Из всех проблем, тревоживших Пикассо в конце 1932 года, главными были невзгоды в семейной жизни с русской женой Ольгой». Начавшись с этой фразы, безо всякого предисловия, повествование определяет тот конфликт, в котором пребывал художник накануне своего 50-летия — и в один из самых тревожных периодов европейской истории.

Как и в предыдущих томах, в центре внимания Ричардсона — интимный мир Пикассо, в котором творчество тесно связано с сексуальной активностью. В эти «годы Минотавра» (подзаголовок тома намекает на повторяющийся образ, который для художника воплощал разрушительную силу природы) в лабиринте Пикассо присутствовала не только Ольга Хохлова, но и юная Мария-Тереза Вальтер, и «политически подкованная» Дора Маар. Он метался между ними, черпая энергию от каждой и нанося взамен непредумышленные душевные раны.

John Richardson. A Life of Picasso IV: The Minotaur Years. 1932–1943. Knopf. 320 с.: 271 цв. ил. $40. На английском языке
John Richardson. A Life of Picasso IV: The Minotaur Years. 1932–1943. Knopf. 320 с.: 271 цв. ил. $40. На английском языке

Жестокая гражданская вой­на в Испании (во время которой Пикассо заочно стал директором Прадо), падение Франции и оккупация Парижа в 1940 году — все указывало на приближение еще более ужасных событий. Между тем после окончания работы над «Герникой» в 1937 году слава Пикассо была такова, что в статье, сопровождавшей появление его фотопортрета на обложке американского журнала Time, заявлялось: его имя — единственное, что знают миллионы о современном искусстве, и «оно им не нравится». Из такого рода эпизодов в книге складывается довольно развернутая панорама событий того времени.

Пабло Пикассо. «Читающая женщина». 1920. Фото: Musée de Grenoble
Пабло Пикассо. «Читающая женщина». 1920.
Фото: Musée de Grenoble

Четвертому тому необходима была привязка к тому предыдущему, который вышел еще в 2007 году. Это привело к буквальному повторению в новом издании прежнего эпилога. В целом в «Годах Минотавра» рассказывается о том, что читателю, возможно, уже известно, но передается все это с большой живостью — здесь краткие главы, острые суждения и порой язвительные комментарии. Книга содержит результаты 60-летних размышлений, бесед и раздумий о художнике, подкрепленных подробным обзором, изучением и исследованием его жизни шаг за шагом.

Делясь мнением о биографии Пикассо, написанной Роландом Пенроузом, Ричардсон в интервью 2012 года сказал: «Единственное, что я подвергаю критике, — это то, что портрет оказался без теней». И хотя работа самого Ричардсона осталась незавершенной из-за его кончины в 2019 году, в ней как раз присутствуют тени. Здесь даже можно усмотреть намерение, пользуясь словами Алисы Раон, еще одной брошенной возлюбленной Пикассо, «разболтать все наши секреты, пока не стало слишком поздно». 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+