18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Западные СМИ о судьбе экспонатов из музеев РФ на европейских выставках

Винсент Ван Гог. Фрагмент картины «Морской пейзаж в Сен-Мари». 1888. Фото: ГМИИ им. Пушкина
Винсент Ван Гог. Фрагмент картины «Морской пейзаж в Сен-Мари». 1888.
Фото: ГМИИ им. Пушкина

Яйца Фаберже, картины импрессионистов из ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа и другие шедевры в настоящий момент экспонируются в европейских музеях

На фоне продолжающегося конфликта на Украине ряд экспонатов из российских музеев остается на выставках в различных музеях Западной Европы.

Один из проектов с участием предметов из российских музеев — «Фаберже в Лондоне. От романа до революции» — проходит в Музее Виктории и Альберта (до 8 мая). Там, в частности, представлены три яйца Фаберже из Музеев Московского Кремля: «Александровский дворец», «Московский Кремль» и «300-летие дома Романовых». Представитель Музея Виктории и Альберта рассказал, что они поддерживают связь с Департаментом цифровых технологий, культуры, медиа и спорта по поводу развития украинской ситуации. «На сегодняшний день у нас не было обращений о возврате предоставленных экспонатов от российских организаций», — сообщил он.

Согласно уставу британского Департамента цифровых технологий, культуры, медиа и спорта, «объекты, предоставленные из-за границы на временные выставки в музеях Великобритании, защищены от конфискации судами Великобритании, если они выставлены в музее или галерее и были одобрены министром культуры и если музей или галерея опубликовали информацию о полученных предметах». Таким образом, департамент гарантирует защиту экспонатов, предоставленных иностранными учреждениями, потому что в некоторых случаях право собственности может быть оспорено и тогда многие страны отказывались бы от сотрудничества.

Ювелирные пасхальные яйца «Московский Кремль» (справа) и «Лебедь» (слева), изготовленные фирмой Карла Фаберже в 1903 и 1906 годах по заказу Николая II. Фото: Vickie Flores/EPA/ТАСС
Ювелирные пасхальные яйца «Московский Кремль» (справа) и «Лебедь» (слева), изготовленные фирмой Карла Фаберже в 1903 и 1906 годах по заказу Николая II.
Фото: Vickie Flores/EPA/ТАСС

Другая громкая выставка со множеством предметов из российских музеев — «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» в парижском Фонде Louis Vuitton. Это произведения Пьера Боннара, Винсента ван Гога, Андре Дерена, Пабло Пикассо, Поля Сезанна — в основном из коллекций Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а также Государственной Третьяковской галереи.

Газета Figaro сообщает, что сразу после начала российской операции во французских соцсетях начали звучать призывы к конфискации этой коллекции французским государством. Адвокат Оливье де Бек, специализирующийся на искусстве, сказал Figaro, что, «согласно закону, действующему с 10 августа 1994 года, французское государство не может конфисковать эти картины, графику и скульптуры, поскольку они находятся в ведении иностранных государственных учреждений». При подготовке выставки в Фонде Louis Vuitton французский министр культуры, согласно протоколу, действующему при каждом крупном привозе произведений искусства из-за границы, подписал в феврале 2021 года указ об освобождении этих экспонатов от ареста. Когда выставку решили продлить до 3 апреля (по плану она должна была закрыться 22 февраля), был подписан дополнительный документ о продлении срока защиты.

Представители Фонда Louis Vuitton заявили, что выставка не будет закрываться досрочно. Ситуацию изданию Figaro прокомментировал советник генерального директора LVMH Бернара Арно Жан-Поль Клавери: «На данный момент мне не звонили ни из российского посольства, ни из музеев. Напоминаю, что наша обязанность — защита произведений искусства. Поэтому мы обеспечим, как и договорились, их возвращение в музей. Если условия для их безопасного путешествия окажутся недостаточными, мы подождем».

Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Западные музеи и коллекционеры при этом отзывают свои экспонаты с российских выставок, причем как с уже работающих, так и с планируемых. Как стало известно, выставка в Музеях Московского Кремля, посвященная дуэлям, в которой должны были принять участие Прадо, Лувр, британская Королевская коллекция и другие европейские музеи, на этой неделе не откроется. Снимают экспонаты и с выставки современного искусства «Многообразие. Единство» в Третьяковской галерее, которой оставалось работать всего несколько недель.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+