18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Западные СМИ о судьбе экспонатов из музеев РФ на европейских выставках

Винсент Ван Гог. Фрагмент картины «Морской пейзаж в Сен-Мари». 1888. Фото: ГМИИ им. Пушкина
Винсент Ван Гог. Фрагмент картины «Морской пейзаж в Сен-Мари». 1888.
Фото: ГМИИ им. Пушкина

Яйца Фаберже, картины импрессионистов из ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа и другие шедевры в настоящий момент экспонируются в европейских музеях

На фоне продолжающегося конфликта на Украине ряд экспонатов из российских музеев остается на выставках в различных музеях Западной Европы.

Один из проектов с участием предметов из российских музеев — «Фаберже в Лондоне. От романа до революции» — проходит в Музее Виктории и Альберта (до 8 мая). Там, в частности, представлены три яйца Фаберже из Музеев Московского Кремля: «Александровский дворец», «Московский Кремль» и «300-летие дома Романовых». Представитель Музея Виктории и Альберта рассказал, что они поддерживают связь с Департаментом цифровых технологий, культуры, медиа и спорта по поводу развития украинской ситуации. «На сегодняшний день у нас не было обращений о возврате предоставленных экспонатов от российских организаций», — сообщил он.

Согласно уставу британского Департамента цифровых технологий, культуры, медиа и спорта, «объекты, предоставленные из-за границы на временные выставки в музеях Великобритании, защищены от конфискации судами Великобритании, если они выставлены в музее или галерее и были одобрены министром культуры и если музей или галерея опубликовали информацию о полученных предметах». Таким образом, департамент гарантирует защиту экспонатов, предоставленных иностранными учреждениями, потому что в некоторых случаях право собственности может быть оспорено и тогда многие страны отказывались бы от сотрудничества.

Ювелирные пасхальные яйца «Московский Кремль» (справа) и «Лебедь» (слева), изготовленные фирмой Карла Фаберже в 1903 и 1906 годах по заказу Николая II. Фото: Vickie Flores/EPA/ТАСС
Ювелирные пасхальные яйца «Московский Кремль» (справа) и «Лебедь» (слева), изготовленные фирмой Карла Фаберже в 1903 и 1906 годах по заказу Николая II.
Фото: Vickie Flores/EPA/ТАСС

Другая громкая выставка со множеством предметов из российских музеев — «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» в парижском Фонде Louis Vuitton. Это произведения Пьера Боннара, Винсента ван Гога, Андре Дерена, Пабло Пикассо, Поля Сезанна — в основном из коллекций Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а также Государственной Третьяковской галереи.

Газета Figaro сообщает, что сразу после начала российской операции во французских соцсетях начали звучать призывы к конфискации этой коллекции французским государством. Адвокат Оливье де Бек, специализирующийся на искусстве, сказал Figaro, что, «согласно закону, действующему с 10 августа 1994 года, французское государство не может конфисковать эти картины, графику и скульптуры, поскольку они находятся в ведении иностранных государственных учреждений». При подготовке выставки в Фонде Louis Vuitton французский министр культуры, согласно протоколу, действующему при каждом крупном привозе произведений искусства из-за границы, подписал в феврале 2021 года указ об освобождении этих экспонатов от ареста. Когда выставку решили продлить до 3 апреля (по плану она должна была закрыться 22 февраля), был подписан дополнительный документ о продлении срока защиты.

Представители Фонда Louis Vuitton заявили, что выставка не будет закрываться досрочно. Ситуацию изданию Figaro прокомментировал советник генерального директора LVMH Бернара Арно Жан-Поль Клавери: «На данный момент мне не звонили ни из российского посольства, ни из музеев. Напоминаю, что наша обязанность — защита произведений искусства. Поэтому мы обеспечим, как и договорились, их возвращение в музей. Если условия для их безопасного путешествия окажутся недостаточными, мы подождем».

Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Западные музеи и коллекционеры при этом отзывают свои экспонаты с российских выставок, причем как с уже работающих, так и с планируемых. Как стало известно, выставка в Музеях Московского Кремля, посвященная дуэлям, в которой должны были принять участие Прадо, Лувр, британская Королевская коллекция и другие европейские музеи, на этой неделе не откроется. Снимают экспонаты и с выставки современного искусства «Многообразие. Единство» в Третьяковской галерее, которой оставалось работать всего несколько недель.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+