18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

По волнам памяти

Гостиница «Европейская». Конец XIX – начало XX в. Фото: «Гранд Отель Европа»
Гостиница «Европейская». Конец XIX – начало XX в.
Фото: «Гранд Отель Европа»
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Роскошное убранство, именитые гости и статус главной гостиницы Петербурга — «Гранд Отелю Европа» исполнилось 147 лет

Старейшая в России гостиница класса люкс «Гранд Отель Европа» празднует 147-й день рождения. За эти полтора века здесь произошло немало важных и интересных событий: архитектурные трансформации, судьбоносные встречи, концерты звезд мировой величины, курьезные случаи и многое другое, о чем хранят память стены отеля.

Над роскошным зданием в разные годы потрудился целый ряд знаменитых архитекторов. Этот участок в историческом центре Санкт-Петербурга, граничащий с Невским проспектом с одной стороны и площадью Искусств с другой, по проекту Карла Росси в 1820–1830-х годах должно было занять новое строение, объединившее несколько невысоких построек. В ­50-е годы XIX века немец Генрих Клее открыл здесь гостиницу «Россия» с 200 номерами, охраной и огромным штатом прислуги. ­Отель имел успех и быстро развивался; уже тогда в нем останавливались самые именитые гости города: принцы, дипломаты, деятели искусства и культуры. После пожара акционерное общество «Гостиница „Европейская“», основанное крупными швейцарскими предпринимателями, выкупило ­отель и соседнее строение — дом купца Рогова. Архитектор Людвиг Фонтана занялся полной перестройкой зданий, объединив их в одно. Что касается интерьера, то до наших дней дошли многие исторически важные детали разных эпох: убранство холла и вестибюля авторства Федора Лидваля, витраж Леонтия Бенуа с Аполлоном на колеснице в ресторане «Европа», роскошные лепнина, скульптуры, предметы мебели и декора.

Гостиница «Европейская». Регистрационная комната. 1926. Фото: «Гранд Отель Европа»
Гостиница «Европейская». Регистрационная комната. 1926.
Фото: «Гранд Отель Европа»

Особую гордость сейчас представляют интерьеры сьютов, чьи названия часто связаны со знаменитыми постояльцами. Один из них назван в честь Федора Достоевского. Примечательно, что имя великого русского писателя носит угловой номер, поскольку во время творческих поисков он любил наблюдать за происходящим на улице, что особенно удобно из комнат с окнами на перекресток.

В 1962 году знаменитый на весь мир композитор Игорь Стравинский в первый раз за 48 лет эмиграции приехал в Советский Союз и дал несколько концертов в Москве и Ленинграде. Гостиница «Европейская» стала первым адресом Стравинского на родине после долгой разлуки. Номер 119, в котором он остановился, теперь носит его имя и приобрел в оформлении радостные оттенки весенней зелени под стать его музыке.

Комната регистрации. 1920-е. Фото: «Гранд Отель Европа»
Комната регистрации. 1920-е.
Фото: «Гранд Отель Европа»

В 2004 году знаменитый итальянский тенор Лучано Паваротти приехал в Петербург в рамках прощального турне и разместился в номере 105. Впоследствии этот сьют был назван в его честь и оформлен в духе лучших оперных театров мира — Оперы Гарнье в Париже и итальянского Ла Скала.

Встречи в «Европейской» стали знаковыми для многих политиков и деятелей искусства: здесь в свое время император Николай II принимал принца Сиама Чакрабона, Виссарион Белинский встречался с Александром Герценом и Иваном Панаевым, а Иван Тургенев обедал с Достоевским. Александр Вертинский и Александр Галич в 1951-м прожили в гостинице почти год.

Величайший русский композитор Петр Чайковский в 1877 году приехал в Петербург сразу после бракосочетания с Антониной Милюковой, чтобы познакомить жену с родственниками. По приезде Чайковский писал своему брату Анатолию в Москву: «Остановились в „Европейской“, — очень хорошо и даже роскошно...»

Гостиница «Европейская». Бильярдная комната. 1926. Фото: «Гранд Отель Европа»
Гостиница «Европейская». Бильярдная комната. 1926.
Фото: «Гранд Отель Европа»

В феврале 1927 года Сергея Прокофьева здесь навещал безызвестный тогда 20-летний Дмитрий Шостакович. Начинающий композитор исполнил сонату своего сочинения, которую Прокофьев выделил из многих услышанных им тогда произведений молодых ленинградцев. Похвала ободрила Шостаковича настолько, что он в короткий срок написал несколько фортепианных пьес.

В 1932 году в одном из номеров «Европейской» Исаак Дунаевский работал над музыкой к фильму «Веселые ребята» вместе с режиссером Григорием Александровым. В перерывах они поднимались пообедать в ресторан на крыше, где трубач Яков Скоморовский со своим оркестром играл джаз. Там же он впервые исполнил для гостей ресторана музыку к фильмам «Веселые ребята», «Цирк» и «Вратарь».

Главный ресторан гостиницы тоже хранит множество воспоминаний о знаменитых гостях. Иван Айвазовский, Жак Ширак, Билл Клинтон, Джимми Картер, Кэтрин Зета-Джонс и Майкл Дуглас, Владимир Путин — кто только не бывал в знаменитой «Европе»! 13 января 1916 года ресторан посетил даже Григорий Распутин. Следившие за ним денно и нощно агенты наружного наблюдения сделали такую запись: «На моторе, присланном Боберманом (Абрам Моисеевич, 1-й гильдии купец), Распутин уехал в „Европейскую гостиницу“. Здесь, по-видимому, была пирушка, на которой присутствовали: Боберман, Коварский, директор международного банка граф Татищев, прапорщик Хвостов и две какие-то дамы. До двух часов ночи выхода его отсюда наблюдение не видело». Домой Распутин вернулся в семь утра «совершенно пьяный».

Ресторан «Крыша». Фото: «Гранд Отель Европа»
Ресторан «Крыша».
Фото: «Гранд Отель Европа»

Летом 1922 года в будущем «Гранд Отеле Европа» состоялась судьбоносная встреча поэта Анны Ахматовой с Николаем Пуниным, который впоследствии стал ее третьим мужем. В память об этом в лобби-баре подают коктейль «Ахматова».

Интересный случай в стенах гостиницы в 1950 году произошел с Фаиной Раневской. Острая на язык актриса любила обсуждать с гостями у себя в номере власть и рассказывать политические анекдоты. Спустя несколько дней администратор настойчиво попросил Раневскую переселиться в другие апартаменты, на что та ответила отказом. Тогда сам директор гостиницы, придя к ней в номер, отвел ее в ванную комнату и, включив воду, чтобы их не было слышно, рассказал актрисе, что она занимает единственный номер с оборудованием для прослушки, который нужно освободить для иностранного гостя. Перепуганная Раневская, разумеется, освободила апартаменты, но еще долго в страхе вспоминала все, что произнесла вслух в том номере. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+