18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

По волнам памяти

Гостиница «Европейская». Конец XIX – начало XX в. Фото: «Гранд Отель Европа»
Гостиница «Европейская». Конец XIX – начало XX в.
Фото: «Гранд Отель Европа»
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Роскошное убранство, именитые гости и статус главной гостиницы Петербурга — «Гранд Отелю Европа» исполнилось 147 лет

Старейшая в России гостиница класса люкс «Гранд Отель Европа» празднует 147-й день рождения. За эти полтора века здесь произошло немало важных и интересных событий: архитектурные трансформации, судьбоносные встречи, концерты звезд мировой величины, курьезные случаи и многое другое, о чем хранят память стены отеля.

Над роскошным зданием в разные годы потрудился целый ряд знаменитых архитекторов. Этот участок в историческом центре Санкт-Петербурга, граничащий с Невским проспектом с одной стороны и площадью Искусств с другой, по проекту Карла Росси в 1820–1830-х годах должно было занять новое строение, объединившее несколько невысоких построек. В ­50-е годы XIX века немец Генрих Клее открыл здесь гостиницу «Россия» с 200 номерами, охраной и огромным штатом прислуги. ­Отель имел успех и быстро развивался; уже тогда в нем останавливались самые именитые гости города: принцы, дипломаты, деятели искусства и культуры. После пожара акционерное общество «Гостиница „Европейская“», основанное крупными швейцарскими предпринимателями, выкупило ­отель и соседнее строение — дом купца Рогова. Архитектор Людвиг Фонтана занялся полной перестройкой зданий, объединив их в одно. Что касается интерьера, то до наших дней дошли многие исторически важные детали разных эпох: убранство холла и вестибюля авторства Федора Лидваля, витраж Леонтия Бенуа с Аполлоном на колеснице в ресторане «Европа», роскошные лепнина, скульптуры, предметы мебели и декора.

Гостиница «Европейская». Регистрационная комната. 1926. Фото: «Гранд Отель Европа»
Гостиница «Европейская». Регистрационная комната. 1926.
Фото: «Гранд Отель Европа»

Особую гордость сейчас представляют интерьеры сьютов, чьи названия часто связаны со знаменитыми постояльцами. Один из них назван в честь Федора Достоевского. Примечательно, что имя великого русского писателя носит угловой номер, поскольку во время творческих поисков он любил наблюдать за происходящим на улице, что особенно удобно из комнат с окнами на перекресток.

В 1962 году знаменитый на весь мир композитор Игорь Стравинский в первый раз за 48 лет эмиграции приехал в Советский Союз и дал несколько концертов в Москве и Ленинграде. Гостиница «Европейская» стала первым адресом Стравинского на родине после долгой разлуки. Номер 119, в котором он остановился, теперь носит его имя и приобрел в оформлении радостные оттенки весенней зелени под стать его музыке.

Комната регистрации. 1920-е. Фото: «Гранд Отель Европа»
Комната регистрации. 1920-е.
Фото: «Гранд Отель Европа»

В 2004 году знаменитый итальянский тенор Лучано Паваротти приехал в Петербург в рамках прощального турне и разместился в номере 105. Впоследствии этот сьют был назван в его честь и оформлен в духе лучших оперных театров мира — Оперы Гарнье в Париже и итальянского Ла Скала.

Встречи в «Европейской» стали знаковыми для многих политиков и деятелей искусства: здесь в свое время император Николай II принимал принца Сиама Чакрабона, Виссарион Белинский встречался с Александром Герценом и Иваном Панаевым, а Иван Тургенев обедал с Достоевским. Александр Вертинский и Александр Галич в 1951-м прожили в гостинице почти год.

Величайший русский композитор Петр Чайковский в 1877 году приехал в Петербург сразу после бракосочетания с Антониной Милюковой, чтобы познакомить жену с родственниками. По приезде Чайковский писал своему брату Анатолию в Москву: «Остановились в „Европейской“, — очень хорошо и даже роскошно...»

Гостиница «Европейская». Бильярдная комната. 1926. Фото: «Гранд Отель Европа»
Гостиница «Европейская». Бильярдная комната. 1926.
Фото: «Гранд Отель Европа»

В феврале 1927 года Сергея Прокофьева здесь навещал безызвестный тогда 20-летний Дмитрий Шостакович. Начинающий композитор исполнил сонату своего сочинения, которую Прокофьев выделил из многих услышанных им тогда произведений молодых ленинградцев. Похвала ободрила Шостаковича настолько, что он в короткий срок написал несколько фортепианных пьес.

В 1932 году в одном из номеров «Европейской» Исаак Дунаевский работал над музыкой к фильму «Веселые ребята» вместе с режиссером Григорием Александровым. В перерывах они поднимались пообедать в ресторан на крыше, где трубач Яков Скоморовский со своим оркестром играл джаз. Там же он впервые исполнил для гостей ресторана музыку к фильмам «Веселые ребята», «Цирк» и «Вратарь».

Главный ресторан гостиницы тоже хранит множество воспоминаний о знаменитых гостях. Иван Айвазовский, Жак Ширак, Билл Клинтон, Джимми Картер, Кэтрин Зета-Джонс и Майкл Дуглас, Владимир Путин — кто только не бывал в знаменитой «Европе»! 13 января 1916 года ресторан посетил даже Григорий Распутин. Следившие за ним денно и нощно агенты наружного наблюдения сделали такую запись: «На моторе, присланном Боберманом (Абрам Моисеевич, 1-й гильдии купец), Распутин уехал в „Европейскую гостиницу“. Здесь, по-видимому, была пирушка, на которой присутствовали: Боберман, Коварский, директор международного банка граф Татищев, прапорщик Хвостов и две какие-то дамы. До двух часов ночи выхода его отсюда наблюдение не видело». Домой Распутин вернулся в семь утра «совершенно пьяный».

Ресторан «Крыша». Фото: «Гранд Отель Европа»
Ресторан «Крыша».
Фото: «Гранд Отель Европа»

Летом 1922 года в будущем «Гранд Отеле Европа» состоялась судьбоносная встреча поэта Анны Ахматовой с Николаем Пуниным, который впоследствии стал ее третьим мужем. В память об этом в лобби-баре подают коктейль «Ахматова».

Интересный случай в стенах гостиницы в 1950 году произошел с Фаиной Раневской. Острая на язык актриса любила обсуждать с гостями у себя в номере власть и рассказывать политические анекдоты. Спустя несколько дней администратор настойчиво попросил Раневскую переселиться в другие апартаменты, на что та ответила отказом. Тогда сам директор гостиницы, придя к ней в номер, отвел ее в ванную комнату и, включив воду, чтобы их не было слышно, рассказал актрисе, что она занимает единственный номер с оборудованием для прослушки, который нужно освободить для иностранного гостя. Перепуганная Раневская, разумеется, освободила апартаменты, но еще долго в страхе вспоминала все, что произнесла вслух в том номере. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+