По волнам памяти

Гостиница «Европейская». Конец XIX – начало XX в. Фото: «Гранд Отель Европа»
Гостиница «Европейская». Конец XIX – начало XX в.
Фото: «Гранд Отель Европа»
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Роскошное убранство, именитые гости и статус главной гостиницы Петербурга — «Гранд Отелю Европа» исполнилось 147 лет

Старейшая в России гостиница класса люкс «Гранд Отель Европа» празднует 147-й день рождения. За эти полтора века здесь произошло немало важных и интересных событий: архитектурные трансформации, судьбоносные встречи, концерты звезд мировой величины, курьезные случаи и многое другое, о чем хранят память стены отеля.

Над роскошным зданием в разные годы потрудился целый ряд знаменитых архитекторов. Этот участок в историческом центре Санкт-Петербурга, граничащий с Невским проспектом с одной стороны и площадью Искусств с другой, по проекту Карла Росси в 1820–1830-х годах должно было занять новое строение, объединившее несколько невысоких построек. В ­50-е годы XIX века немец Генрих Клее открыл здесь гостиницу «Россия» с 200 номерами, охраной и огромным штатом прислуги. ­Отель имел успех и быстро развивался; уже тогда в нем останавливались самые именитые гости города: принцы, дипломаты, деятели искусства и культуры. После пожара акционерное общество «Гостиница „Европейская“», основанное крупными швейцарскими предпринимателями, выкупило ­отель и соседнее строение — дом купца Рогова. Архитектор Людвиг Фонтана занялся полной перестройкой зданий, объединив их в одно. Что касается интерьера, то до наших дней дошли многие исторически важные детали разных эпох: убранство холла и вестибюля авторства Федора Лидваля, витраж Леонтия Бенуа с Аполлоном на колеснице в ресторане «Европа», роскошные лепнина, скульптуры, предметы мебели и декора.

Гостиница «Европейская». Регистрационная комната. 1926. Фото: «Гранд Отель Европа»
Гостиница «Европейская». Регистрационная комната. 1926.
Фото: «Гранд Отель Европа»

Особую гордость сейчас представляют интерьеры сьютов, чьи названия часто связаны со знаменитыми постояльцами. Один из них назван в честь Федора Достоевского. Примечательно, что имя великого русского писателя носит угловой номер, поскольку во время творческих поисков он любил наблюдать за происходящим на улице, что особенно удобно из комнат с окнами на перекресток.

В 1962 году знаменитый на весь мир композитор Игорь Стравинский в первый раз за 48 лет эмиграции приехал в Советский Союз и дал несколько концертов в Москве и Ленинграде. Гостиница «Европейская» стала первым адресом Стравинского на родине после долгой разлуки. Номер 119, в котором он остановился, теперь носит его имя и приобрел в оформлении радостные оттенки весенней зелени под стать его музыке.

Комната регистрации. 1920-е. Фото: «Гранд Отель Европа»
Комната регистрации. 1920-е.
Фото: «Гранд Отель Европа»

В 2004 году знаменитый итальянский тенор Лучано Паваротти приехал в Петербург в рамках прощального турне и разместился в номере 105. Впоследствии этот сьют был назван в его честь и оформлен в духе лучших оперных театров мира — Оперы Гарнье в Париже и итальянского Ла Скала.

Встречи в «Европейской» стали знаковыми для многих политиков и деятелей искусства: здесь в свое время император Николай II принимал принца Сиама Чакрабона, Виссарион Белинский встречался с Александром Герценом и Иваном Панаевым, а Иван Тургенев обедал с Достоевским. Александр Вертинский и Александр Галич в 1951-м прожили в гостинице почти год.

Величайший русский композитор Петр Чайковский в 1877 году приехал в Петербург сразу после бракосочетания с Антониной Милюковой, чтобы познакомить жену с родственниками. По приезде Чайковский писал своему брату Анатолию в Москву: «Остановились в „Европейской“, — очень хорошо и даже роскошно...»

Гостиница «Европейская». Бильярдная комната. 1926. Фото: «Гранд Отель Европа»
Гостиница «Европейская». Бильярдная комната. 1926.
Фото: «Гранд Отель Европа»

В феврале 1927 года Сергея Прокофьева здесь навещал безызвестный тогда 20-летний Дмитрий Шостакович. Начинающий композитор исполнил сонату своего сочинения, которую Прокофьев выделил из многих услышанных им тогда произведений молодых ленинградцев. Похвала ободрила Шостаковича настолько, что он в короткий срок написал несколько фортепианных пьес.

В 1932 году в одном из номеров «Европейской» Исаак Дунаевский работал над музыкой к фильму «Веселые ребята» вместе с режиссером Григорием Александровым. В перерывах они поднимались пообедать в ресторан на крыше, где трубач Яков Скоморовский со своим оркестром играл джаз. Там же он впервые исполнил для гостей ресторана музыку к фильмам «Веселые ребята», «Цирк» и «Вратарь».

Главный ресторан гостиницы тоже хранит множество воспоминаний о знаменитых гостях. Иван Айвазовский, Жак Ширак, Билл Клинтон, Джимми Картер, Кэтрин Зета-Джонс и Майкл Дуглас, Владимир Путин — кто только не бывал в знаменитой «Европе»! 13 января 1916 года ресторан посетил даже Григорий Распутин. Следившие за ним денно и нощно агенты наружного наблюдения сделали такую запись: «На моторе, присланном Боберманом (Абрам Моисеевич, 1-й гильдии купец), Распутин уехал в „Европейскую гостиницу“. Здесь, по-видимому, была пирушка, на которой присутствовали: Боберман, Коварский, директор международного банка граф Татищев, прапорщик Хвостов и две какие-то дамы. До двух часов ночи выхода его отсюда наблюдение не видело». Домой Распутин вернулся в семь утра «совершенно пьяный».

Ресторан «Крыша». Фото: «Гранд Отель Европа»
Ресторан «Крыша».
Фото: «Гранд Отель Европа»

Летом 1922 года в будущем «Гранд Отеле Европа» состоялась судьбоносная встреча поэта Анны Ахматовой с Николаем Пуниным, который впоследствии стал ее третьим мужем. В память об этом в лобби-баре подают коктейль «Ахматова».

Интересный случай в стенах гостиницы в 1950 году произошел с Фаиной Раневской. Острая на язык актриса любила обсуждать с гостями у себя в номере власть и рассказывать политические анекдоты. Спустя несколько дней администратор настойчиво попросил Раневскую переселиться в другие апартаменты, на что та ответила отказом. Тогда сам директор гостиницы, придя к ней в номер, отвел ее в ванную комнату и, включив воду, чтобы их не было слышно, рассказал актрисе, что она занимает единственный номер с оборудованием для прослушки, который нужно освободить для иностранного гостя. Перепуганная Раневская, разумеется, освободила апартаменты, но еще долго в страхе вспоминала все, что произнесла вслух в том номере. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+