Хрупкое и мягкое: в Эрмитаже показывают стекло и кружево из Испании

Покрывало с фигурами фантастических животных и птиц. Испания, XVII в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Покрывало с фигурами фантастических животных и птиц. Испания, XVII в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Большинство из 43 стеклянных изделий и 20 образцов вышивки, тканей и кружева, собранных на выставке «Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа», публике демонстрируют впервые

Как рассказала Елена Анисимова, куратор «хрупкой части», они с Татьяной Косоуровой, куратором «мягкой части», создали авторский проект, отражающий русский взгляд на испанский стиль. «Я бы сказала, что у меня, как хранителя почти монохромного стекла с его удивительным разнообразием форм, испанский стиль ассоциируется с творчеством Веласкеса и Мурильо. У Татьяны Никодимовны, работающей с легкими, яркими, пластичными вышивками, — с музыкой Бизе и творчеством Мериме. Стекло монохромно, статично — ткани красочны, ярки, динамичны. Поэтому два эти материала соединены в одном проекте», — пояснила Анисимова.

Главным шедевром на выставке является кувшин XVI века из синего стекла. Он долго жил в венецианской витрине Эрмитажа, хотя высказывались предположения, что этот предмет имеет нидерландское происхождение. Теперь в Льеже найден единственный аналог и живописные изображения, которые подтверждают датировку и испанскую атрибуцию кувшина. В то время Испания была одним из лидеров мирового стеклоделия.

Большая часть эрмитажного собрания испанского стекла относится к XVIII веку. Центры его производства находились в нескольких провинциях. Одним из главных была Каталония, там для производства стекла использовались растение солерос, произрастающее на берегах соленых морей. Считалось, что добавки этого растения отторгают яды — от отравленного вина стекло расколется.

Ваза с восемью ручками. Испания, Андалусия, XVI в. Фото: Государственный Эрмитаж
Ваза с восемью ручками. Испания, Андалусия, XVI в.
Фото: Государственный Эрмитаж

На выставке показан «поррон» — сосуд для заливания струи вина в рот. Абсолютным моветоном было прикасаться губами к носику, ведь этот сосуд во время трапез пускали по кругу. Из порронов туристов угощают вином до сих пор.

В католической стране обязательным был сосуд для святой воды. Его подвесной вариант участвует в выставке. Назначение «кантиров», кувшинчиков с двумя носиками, непонятно. Возможно, они использовались для обряда крещения, стройные предназначались для девочек, пузатенькие — для мальчиков. Также неясно, для чего предназначались стеклянные палочки: то ли для вязания, то ли для размешивания шоколада. Многие каталонские изделия украшены тончайшими нитями, в XVIII веке их стали называть «стеклянной филигранью».

Кастилия представлена, в частности, блюдом на ножке XVII века, которое могло использоваться для подачи десерта или фруктов. В сосудах в виде голубя хранили мирру. Церковные двуручные вазы украшены евангельскими сюжетами. Непроливайка соединяет два объема — для уксуса и масла: в зависимости от того, в какую сторону наклоняешь «сиамских близнецов», получаешь нужную жидкость в тарелке.

Несколько хрустальных предметов созданы на королевской мануфактуре при дворце Ла-Гранха де Сан-Ильдефонсо в Сеговии, они знаменуют собой начало промышленного производства испанского стекла по европейским образцам с фирменными местными орнаментами в виде цветка граната и гвоздики.

Андалусию отличают самые экзотические формы стекла. Там долго воспроизводились мавританские формы: многоручные вазы, напоминающие светильники, собственно светильники зооморфного вида, фантастические интерьерные фигурки. Последние могли использоваться как детские игрушки. Известно, что подобные предметы давали пятилетнему Людовику XIV.

Самой примечательной среди тканей является орнаментальная вышивка на шелке с кожаными посеребренными нашивками начала XVII века. Такая техника применялась только в Испании. Выставку завершают изображения на тканях львов, цветов, упомянутых выше многоручных ваз и немножко кружева с солярными мотивами.

Кружево. Испания, XVII в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Кружево. Испания, XVII в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Любопытен провенанс эрмитажных испанских стекла и тканей. Большинство предметов попали туда после революции из музея училища барона А.Л.Штиглица. Ткани прежде находились в коллекциях Якоба Краута и Луи Риккардо Аденхаймера. Стекло происходит из собрания испанского гранда и коллекционера Хуана Факундо Рьяньо, который сотрудничал с Музеем Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта), куда продал половину своего собрания, но, видимо, поссо­рившись с англичанами, вторую часть в 1880-х годах уступил Александру Половцову. Тот дождался открытия музея училища Штиглица (барон, он же тесть Половцова, к тому времени умер) и продал стекло туда. 

Государственный Эрмитаж
«Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+