18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрупкое и мягкое: в Эрмитаже показывают стекло и кружево из Испании

Покрывало с фигурами фантастических животных и птиц. Испания, XVII в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Покрывало с фигурами фантастических животных и птиц. Испания, XVII в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Большинство из 43 стеклянных изделий и 20 образцов вышивки, тканей и кружева, собранных на выставке «Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа», публике демонстрируют впервые

Как рассказала Елена Анисимова, куратор «хрупкой части», они с Татьяной Косоуровой, куратором «мягкой части», создали авторский проект, отражающий русский взгляд на испанский стиль. «Я бы сказала, что у меня, как хранителя почти монохромного стекла с его удивительным разнообразием форм, испанский стиль ассоциируется с творчеством Веласкеса и Мурильо. У Татьяны Никодимовны, работающей с легкими, яркими, пластичными вышивками, — с музыкой Бизе и творчеством Мериме. Стекло монохромно, статично — ткани красочны, ярки, динамичны. Поэтому два эти материала соединены в одном проекте», — пояснила Анисимова.

Главным шедевром на выставке является кувшин XVI века из синего стекла. Он долго жил в венецианской витрине Эрмитажа, хотя высказывались предположения, что этот предмет имеет нидерландское происхождение. Теперь в Льеже найден единственный аналог и живописные изображения, которые подтверждают датировку и испанскую атрибуцию кувшина. В то время Испания была одним из лидеров мирового стеклоделия.

Большая часть эрмитажного собрания испанского стекла относится к XVIII веку. Центры его производства находились в нескольких провинциях. Одним из главных была Каталония, там для производства стекла использовались растение солерос, произрастающее на берегах соленых морей. Считалось, что добавки этого растения отторгают яды — от отравленного вина стекло расколется.

Ваза с восемью ручками. Испания, Андалусия, XVI в. Фото: Государственный Эрмитаж
Ваза с восемью ручками. Испания, Андалусия, XVI в.
Фото: Государственный Эрмитаж

На выставке показан «поррон» — сосуд для заливания струи вина в рот. Абсолютным моветоном было прикасаться губами к носику, ведь этот сосуд во время трапез пускали по кругу. Из порронов туристов угощают вином до сих пор.

В католической стране обязательным был сосуд для святой воды. Его подвесной вариант участвует в выставке. Назначение «кантиров», кувшинчиков с двумя носиками, непонятно. Возможно, они использовались для обряда крещения, стройные предназначались для девочек, пузатенькие — для мальчиков. Также неясно, для чего предназначались стеклянные палочки: то ли для вязания, то ли для размешивания шоколада. Многие каталонские изделия украшены тончайшими нитями, в XVIII веке их стали называть «стеклянной филигранью».

Кастилия представлена, в частности, блюдом на ножке XVII века, которое могло использоваться для подачи десерта или фруктов. В сосудах в виде голубя хранили мирру. Церковные двуручные вазы украшены евангельскими сюжетами. Непроливайка соединяет два объема — для уксуса и масла: в зависимости от того, в какую сторону наклоняешь «сиамских близнецов», получаешь нужную жидкость в тарелке.

Несколько хрустальных предметов созданы на королевской мануфактуре при дворце Ла-Гранха де Сан-Ильдефонсо в Сеговии, они знаменуют собой начало промышленного производства испанского стекла по европейским образцам с фирменными местными орнаментами в виде цветка граната и гвоздики.

Андалусию отличают самые экзотические формы стекла. Там долго воспроизводились мавританские формы: многоручные вазы, напоминающие светильники, собственно светильники зооморфного вида, фантастические интерьерные фигурки. Последние могли использоваться как детские игрушки. Известно, что подобные предметы давали пятилетнему Людовику XIV.

Самой примечательной среди тканей является орнаментальная вышивка на шелке с кожаными посеребренными нашивками начала XVII века. Такая техника применялась только в Испании. Выставку завершают изображения на тканях львов, цветов, упомянутых выше многоручных ваз и немножко кружева с солярными мотивами.

Кружево. Испания, XVII в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Кружево. Испания, XVII в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Любопытен провенанс эрмитажных испанских стекла и тканей. Большинство предметов попали туда после революции из музея училища барона А.Л.Штиглица. Ткани прежде находились в коллекциях Якоба Краута и Луи Риккардо Аденхаймера. Стекло происходит из собрания испанского гранда и коллекционера Хуана Факундо Рьяньо, который сотрудничал с Музеем Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта), куда продал половину своего собрания, но, видимо, поссо­рившись с англичанами, вторую часть в 1880-х годах уступил Александру Половцову. Тот дождался открытия музея училища Штиглица (барон, он же тесть Половцова, к тому времени умер) и продал стекло туда. 

Государственный Эрмитаж
«Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+