18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллективный разум присмотрит за археологическим парком в Помпеях

Новая система мониторинга должна охватить всю территорию археологического парка в Помпеях. Фото: Bruno Rijsman
Новая система мониторинга должна охватить всю территорию археологического парка в Помпеях.
Фото: Bruno Rijsman
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Глобальные изменения климата заставляют по-новому подходить к вопросу сохранения древних памятников. Программа мониторинга в Помпеях предусматривает круглосуточный сбор и обработку множества данных, в том числе с использованием дронов и спутников

Древнеримский город Помпеи уничтожило извержение Везувия в 79 году н. э. Сегодня среди его руин устанавливают связанные со спутником инфракрасные датчики, которые помогут защитить их от пагубного воздействия последствий глобального потепления, в том числе от проливных дождей, сильных ветров и резких перепадов температуры. Благодаря соглашению с факультетом гражданского строительства Университета Салерно на территории археологического парка разворачивается высокотехнологичная система мониторинга, которая охватит все 44 га его открытых раскопок. Соглашение заключено на три года и предусматривает возможность продления срока его действия.

В последние десятилетия в Помпеях велась реставрация под руководством бывшего директора комплекса Массимо Осанны. Обрушение нескольких построек в 2010–2011 годах вызвало международную обеспокоенность, и Европейская комиссия запустила «Большой помпейский проект» с €105-миллионным бюджетом, призванный «охранять, поддерживать и улучшать состояние» памятников. Несмотря на значительные задержки, эти работы удалось завершить к концу 2020 года.

Еще в 2015-м внедрили информационную систему, позволившую централизовать археологическую документацию, мониторинг и техническое обслуживание археологического парка. Данные, собираемые в Помпеях, обрабатываются при помощи геоинформационной системы.

По условиям нынешнего соглашения, заключенного преемником Осанны Габриелем Цухтригелем, к существующей системе мониторинга добавят дроны, датчики и инфракрасные технологии. Глава научно-исследовательской группы Университета Салерно Луиджи Петти объясняет, что это обеспечит постоянный поток данных, который позволит превратить нынешнюю «статичную» платформу, дающую лишь пунктирные сведения, в «динамическую» систему, способную оценивать изменения в более долгосрочной перспективе. Работающие в Помпеях 55 реставраторов, строителей, археологов и архитекторов смогут точнее планировать техническое обслуживание. Петти рассказывает, что в будущем университет намерен интегрировать данные со спутников ISPRA — Института охраны и изучения окружающей среды.

Casa dell'efebo. Фото: Из проекта Pompeian Interiors and Spatial Archives. Luigi Spina/Archaeological Park of Pompeii
Casa dell'efebo.
Фото: Из проекта Pompeian Interiors and Spatial Archives. Luigi Spina/Archaeological Park of Pompeii

Помпеи не первый археологический объект, где последствия глобального потепления отслеживаются при помощи новых технологий. В 2019-м римский Колизей начал разрабатывать систему мониторинга, которую должны ввести в эксплуатацию в 2022 году. Одна из ее задач, как рассказывает директор Колизея Альфонсина Руссо, «определять консервационно-реставрационные меры и вмешательства, необходимые для предупреждения чрезвычайных ситуаций».

Первый проект в рамках совместной программы Университета Салерно и Помпей стартовал минувшей осенью и продлится до конца 2022 года. Около десятка студентов университета, получивших полугодовые стипендии, установили датчики с низким потреблением энергии на стены, потолки, полы, крыши, предметы обихода и декоративные элементы ряда построек, расположенных в помпейском районе VI (в частности, в доме Весталок и доме Саллюстия). Это исследование послужит прототипом для всей мониторинговой системы в Помпеях.

По словам Габриеля Цухтригеля, новые проекты позволят администрации археологического парка спрогнозировать, какие финансовые и кадровые ресурсы понадобятся, чтобы справиться с последствиями глобального потепления «через 10–20 лет». Но важно сделать так, чтобы высокотехнологичные данные помогали, а не осложняли текущее техническое обслуживание. «Мы уже по горло в цифрах. Если не проявить осмотрительность, новые данные станут попросту дополнительным обременением», — уточняет директор. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+