18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллективный разум присмотрит за археологическим парком в Помпеях

Новая система мониторинга должна охватить всю территорию археологического парка в Помпеях. Фото: Bruno Rijsman
Новая система мониторинга должна охватить всю территорию археологического парка в Помпеях.
Фото: Bruno Rijsman
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Глобальные изменения климата заставляют по-новому подходить к вопросу сохранения древних памятников. Программа мониторинга в Помпеях предусматривает круглосуточный сбор и обработку множества данных, в том числе с использованием дронов и спутников

Древнеримский город Помпеи уничтожило извержение Везувия в 79 году н. э. Сегодня среди его руин устанавливают связанные со спутником инфракрасные датчики, которые помогут защитить их от пагубного воздействия последствий глобального потепления, в том числе от проливных дождей, сильных ветров и резких перепадов температуры. Благодаря соглашению с факультетом гражданского строительства Университета Салерно на территории археологического парка разворачивается высокотехнологичная система мониторинга, которая охватит все 44 га его открытых раскопок. Соглашение заключено на три года и предусматривает возможность продления срока его действия.

В последние десятилетия в Помпеях велась реставрация под руководством бывшего директора комплекса Массимо Осанны. Обрушение нескольких построек в 2010–2011 годах вызвало международную обеспокоенность, и Европейская комиссия запустила «Большой помпейский проект» с €105-миллионным бюджетом, призванный «охранять, поддерживать и улучшать состояние» памятников. Несмотря на значительные задержки, эти работы удалось завершить к концу 2020 года.

Еще в 2015-м внедрили информационную систему, позволившую централизовать археологическую документацию, мониторинг и техническое обслуживание археологического парка. Данные, собираемые в Помпеях, обрабатываются при помощи геоинформационной системы.

По условиям нынешнего соглашения, заключенного преемником Осанны Габриелем Цухтригелем, к существующей системе мониторинга добавят дроны, датчики и инфракрасные технологии. Глава научно-исследовательской группы Университета Салерно Луиджи Петти объясняет, что это обеспечит постоянный поток данных, который позволит превратить нынешнюю «статичную» платформу, дающую лишь пунктирные сведения, в «динамическую» систему, способную оценивать изменения в более долгосрочной перспективе. Работающие в Помпеях 55 реставраторов, строителей, археологов и архитекторов смогут точнее планировать техническое обслуживание. Петти рассказывает, что в будущем университет намерен интегрировать данные со спутников ISPRA — Института охраны и изучения окружающей среды.

Casa dell'efebo. Фото: Из проекта Pompeian Interiors and Spatial Archives. Luigi Spina/Archaeological Park of Pompeii
Casa dell'efebo.
Фото: Из проекта Pompeian Interiors and Spatial Archives. Luigi Spina/Archaeological Park of Pompeii

Помпеи не первый археологический объект, где последствия глобального потепления отслеживаются при помощи новых технологий. В 2019-м римский Колизей начал разрабатывать систему мониторинга, которую должны ввести в эксплуатацию в 2022 году. Одна из ее задач, как рассказывает директор Колизея Альфонсина Руссо, «определять консервационно-реставрационные меры и вмешательства, необходимые для предупреждения чрезвычайных ситуаций».

Первый проект в рамках совместной программы Университета Салерно и Помпей стартовал минувшей осенью и продлится до конца 2022 года. Около десятка студентов университета, получивших полугодовые стипендии, установили датчики с низким потреблением энергии на стены, потолки, полы, крыши, предметы обихода и декоративные элементы ряда построек, расположенных в помпейском районе VI (в частности, в доме Весталок и доме Саллюстия). Это исследование послужит прототипом для всей мониторинговой системы в Помпеях.

По словам Габриеля Цухтригеля, новые проекты позволят администрации археологического парка спрогнозировать, какие финансовые и кадровые ресурсы понадобятся, чтобы справиться с последствиями глобального потепления «через 10–20 лет». Но важно сделать так, чтобы высокотехнологичные данные помогали, а не осложняли текущее техническое обслуживание. «Мы уже по горло в цифрах. Если не проявить осмотрительность, новые данные станут попросту дополнительным обременением», — уточняет директор. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+