Удачно села: история одной мухи на картине Дюрера

Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600. Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna
Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600.
Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Неожиданная деталь обнаружилась на работе с выставки «Путешествия Дюрера. Странствия художника эпохи Возрождения», проходящей в Национальной галерее в Лондоне

На выставке в лондонской Национальной галерее на ранней копии алтарной картины Альбрехта Дюрера «Праздник венков из роз» можно увидеть тщательно выписанную муху. Большинство посетителей не обращают внимания на это насекомое, но, однажды заметив, «развидеть» его уже невозможно.

Муха находится почти в центре композиции — сидит на ткани, покрывающей колени Богородицы, как раз между младенцем Христом и императором Священной Римской империи Максимилианом I. Насекомое написано в натуральную величину, тогда как люди на картине примерно вполовину меньше. Поэтому получается, что Дюрер изобразил муху так, будто она села на поверхность картины.

Копию алтарной композиции на лондонскую выставку, проходящую до 27 февраля, предоставил Музей истории искусств в Вене. Оригинал, которого нет на выставке, датируется 1506 годом и был написан во время путешествия художника в Венецию. Алтарь, возможно, был поврежден при переправке через Альпы в Прагу 100 лет спустя либо в ходе Тридцатилетней войны — в какой-то момент он утратил значительную часть красочной поверхности. Панель, которая сейчас хранится в Национальной галерее в Праге, с XVII века несколько раз серьезно реставрировали. Так что там муха давно исчезла: либо просто отслоилась, либо реставраторы замазали ее, посчитав неуместной. А возможно, что на копию она была добавлена позже.

Но точно известно, что Дюрер действительно изобразил насекомое на картине. В стихотворении, написанном через год после завершения работы над произведением, его описывают как «живописца дерзкой мухи». Ольга Коткова, куратор отдела живописи пражской Национальной галереи, убеждена, что муха на оригинале была. Копия алтарного образа, на которой насекомое сохранилось, датируется примерно 1600 годом и была написана непосредственно с оригинала.

Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600. Фрагмент. Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna
Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600. Фрагмент.
Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna

Может показаться кощунством, что какая-то муха сидит почти посередине между ногами младенца Христа и сложенными в молитве руками императора. Так откуда же она там взялась? Сьюзен Фойстер, куратор лондонской выставки, выдвинула две версии. Во-первых, это может быть символ смертности или зла, во-вторых, попытка привлечь внимание к мастерству художника. Учитывая бесспорный талант Дюрера и его огромную уверенность в себе, вполне можно предположить, что муха служила рекламой его мастерства и искусного обращения с кистью. Но на церковном алтаре муху можно было увидеть только с близкого расстояния, поэтому, скорее всего, большинство прихожан ее просто не замечали.

Насекомое художник намеренно изобразил между Христом и императором. Если это символ смертности, то муха может быть отсылкой к будущему распятию. Однако мухи не самые приятные существа и часто ассоциируются с нехорошими вещами, так что это объяснение едва ли выдерживает критику. Возможно, Христос собирается раздавить насекомое ногой, что символизирует, таким образом, победу над злом. Ясно одно: даже через пять веков реалистично изображенная муха Дюрера остается для экспертов загадкой. 

Национальная галерея в Лондоне
«Путешествия Дюрера. Странствия художника эпохи Возрождения»
До 27 февраля

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+