18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Долгожданная ретроспектива Георга Базелица проходит в Центре Помпиду

Георг Базелиц. «Большие друзья». 1965. Фото: Museum Ludwig, Cologne
Георг Базелиц. «Большие друзья». 1965.
Фото: Museum Ludwig, Cologne
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Большая выставка немецкого классика современного искусства, начинавшего карьеру в ГДР и позже прославившегося своими экспрессивными картинами, дает возможность посмотреть на его творчество свежим взглядом

Творчество Георга Базелица (р. 1938) непросто воспринимать, в том числе потому, что оно обросло жесткой броней героических мифологем. Поэтому возможность посмотреть на него свежим взглядом в эпоху, когда живопись столь обильна и захватывающе разнообразна, особенно радует.

Георг Базелиц в своей студии. 2021. Фото: Christoph Schaller
Георг Базелиц в своей студии. 2021.
Фото: Christoph Schaller

Ранние годы играют чрезвычайно важную роль в героическом мифе Базелица, который при рождении получил имя Ханс-Георг Керн. Его отец был учителем и убежденным нацистом. Юный Ханс-Георг собственными глазами видел руины Дрездена спустя всего неделю после бомбардировки города союзниками. Широко известно высказывание Базелица о том, что он рос посреди «разрушенного порядка, разрушенной местности, разрушенных людей, разрушенного общества». В 1956 году он поступил в Высшую школу изобразительного искусства в Восточном Берлине, но не принял доктрину ее преподавателей. Художник рассказывает, что, хотя из Западной Европы в ГДР просачивалось очень мало модернистского искусства, ему все же удалось изучить творчество Пабло Пикассо достаточно глубоко для того, чтобы использовать его живописный язык в собственных ранних экспериментах. В результате его отчислили, в 1958 году он перебрался в Западный Берлин (за три года до строительства стены) и в честь родного городка взял псевдоним Базелиц. Он познакомился с абстрактным экспрессионизмом (особенно ему понравились Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Филип Гастон), но доминировавшая в то время европейская абстрактная живопись его мало привлекала. Кроме того, важнейшую роль в формировании Базелица как художника сыграли поездки в Париж и Амстердам, где он увидел работы Теодора Жерико и Хаима Сутина, Жана Дюбюффе и Анри Мишо. Это заложило основу последующего творчества.

Превосходны ранние брутальные картины Базелица, изображающие стопы. Отсылки к мясу Сутина и эскизам отрубленных конечностей, которые делал для «Плота „Медузы“» Жерико, очевидны, но в то же время невозможно не сравнить их с ногами Гастона, написанными несколькими годами позднее.

Вид выставки Георга Базелица в Центре Помпиду. Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou
Вид выставки Георга Базелица в Центре Помпиду.
Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou

Самые скандально известные произведения Базелица — «Большая ночь в бадье» (1962–1963) и «Обнаженный человек» (1962). Их показ в галерее Werner & Katz на бульваре Курфюрстендамм в Берлине в 1963 году привел к судебному разбирательству и конфискации картин как непристойных. После скандала в 1965 году художник отправился во Флоренцию, и с тех пор в его творчество вошла одержимость итальянскими маньеристами: он захотел взять все изгибы и искажения этого течения и соединить их с наивной грубостью. Именно тогда он написал ряд своих лучших полотен. Серия получила известность под названием «Герои», но на самом деле она бесконечно далека от героического в общепринятом понимании.

Следующими шагами после утрированных тел стали фрагментация и переворот. Знаменитый перелом в творчестве Базелица, его переход в 1969 году к перевернутым образам, представлен на выставке как практически неизбежный. Сначала вы видите картины из серии «Разломы», написанные им в период жизни в сельской местности. Самые ранние перевернутые изображения, сделанные по фотографиям, свидетельствуют о свободе, которой Базелиц, по его собственным словам, добился, играя с разнообразными мотивами и стилями. Последующие залы рассказывают, как он оттачивал технику перевернутой картины, усиливая абстрактность и все больше упрощая подход к изображению фигур. В этот период он жил в замке в Нижней Саксонии, создавая произведения, принесшие ему славу во время бума неоэкспрессионизма в начале 1980-х.

Скульптуры «Женщины» Георга Базелица. Экспозиция в Центре Помпиду. Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou
Скульптуры «Женщины» Георга Базелица. Экспозиция в Центре Помпиду.
Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou

Если в ранних картинах Базелица очевидна тонкая работа с источниками, то его скульптуры, вызвавшие скандал в павильоне Германии на Венецианской биеннале 1980 года из-за того, что в позе «Модели для скульптуры» (1979–1980) угадывалось нацистское приветствие, выдают поверхностное понимание африканской скульптуры, которую художник коллекционирует. А дебри 1990–2000-х, когда Базелиц теряет нить, перерабатывает собственное творчество и в целом толчет воду в ступе, кураторы мудро резюмируют всего в паре залов.  

Центр Помпиду
«Георг Базелиц. Ретроспектива»
До 7 марта

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+