Георг Базелиц передал Метрополитен-музею шесть своих знаковых полотен

Все портреты написаны в 1969 году, который стал поворотной точкой для художника, решившего отказаться от традиционного подхода к картине

Георг Базелиц. «Рабочий из Дрездена». 1969. Фото: The Metropolitan Museum of Art/Georg Baselitz
Георг Базелиц. «Рабочий из Дрездена». 1969.
Фото: The Metropolitan Museum of Art/Georg Baselitz

Георг Базелиц совершил знаменитый переворот — в буквальном смысле этого слова — в своем творческом подходе в 1969 году, приняв решение писать и выставлять картины «вниз головой». Шесть портретов, созданных в тот поворотный год, Базелиц и его супруга передали в дар Метрополитен-музею в Нью-Йорке, и их уже можно увидеть в крыле имени Роберта Лемана.

Этот дар, приуроченный к 150-летию музея, — не только большая удача для него, но и признание 83-летнего художника в любви к институции, которая не так давно приняла решение экспонировать модернизм и современное искусство в диалоге с произведениями самых разных эпох. «Для художника представляет большой интерес контекст, который может дать коллекция Метрополитена», — рассказал в интервью директор музея Макс Холляйн.

Шесть знаковых работ представляют собой портреты жены художника Эльке и его друзей из художественной среды Германии того времени, в том числе арт-дилеров Франца Далема и Михаэля Вернера, коллекционера Карна Ринна и журналиста Мартина Г. Буттига. Все работы были созданы в 1969 году и до сих пор оставались в собрании Базелица.

Георг Базелиц. «Портрет Франца Далема». 1969. Фото: The Metropolitan Museum of Art/Georg Baselitz
Георг Базелиц. «Портрет Франца Далема». 1969.
Фото: The Metropolitan Museum of Art/Georg Baselitz

Написанные по перевернутым поляроидным снимкам, они предлагают поразмышлять о том, что побудило художника дестабилизировать точку зрения зрителя, затруднить ему восприятие связного нарратива и привлечь внимание к возможностям живописи как выразительного средства. В то же самое время Базелиц обратился к жанрам, которых прежде избегал: портретной живописи, обнаженной натуре и пейзажу.

«Представленные целой группой, эти произведения позволяют более полно понять важный момент в биографии Базелица и людей, с которыми он в то время работал», — говорит Бринда Кумар, младший куратор отдела модернизма и современного искусства Метрополитен-музея и организатор экспозиции, получившей название «Георг Базелиц. Знаковый поворот». Ранее в собственности музея находилось 3 картины Базелица и 18 его работ на бумаге.

Георг Базелиц (настоящее имя — Ханс Георг Керн) родился в 1938 году в городе Дойчбазелиц, позднее вошедшем в состав ГДР. Поначалу он учился в Восточном Берлине в Высшей школе изящных и прикладных искусств, где студентам прививали принципы социалистического реализма и откуда он был отчислен в 1957 году за «политическую незрелость». Художник переехал в Западный Берлин, поменял фамилию на Базелиц и в 1962 году окончил Высшую художественную школу. Картины из ранних серий «Герои» и «Разломы» изображают грубые, раздробленные и искореженные фигуры в природном ландшафте, вызывающие ассоциации с травмой Второй мировой войны.

Радикальный переход Базелица к «перевернутым» картинам, произошедший в 1969 году, свидетельствует о его желании «идти своим путем, чтобы никто не указывал ему, что делать». Так объясняет это событие Макс Холляйн, лично познакомившийся с Базелицем во время работы над большой экспозицией серии «Герои», состоявшейся в 2016 году в Художественном институте Штеделя во Франкфурте. «Его не волновали ни мода, ни то, что делали большинство художников», — считает директор Метрополитен-музея. Кроме того, этот шаг позволил ему дистанцироваться от существовавшей тогда дихотомии между абстракцией, которая ассоциировалась с капиталистической Западной Германией, и социалистическим реализмом Восточной Германии. В Западной Германии после Второй мировой войны, по словам Холляйна, «было ощущение, что создавать фигуративную живопись уже невозможно». Но Базелиц был твердо намерен работать с фигуративной живописью, в то же время устраняя из своих работ нарратив.

Георг Базелиц. «Портрет Эльке I». 1969. Фото: The Metropolitan Museum of Art/Georg Baselitz
Георг Базелиц. «Портрет Эльке I». 1969.
Фото: The Metropolitan Museum of Art/Georg Baselitz

Бринда Кумар особо подчеркивает важность переданного в дар музею «Портрета Эльке I», первого из написанных художником портретов жены, с которой он познакомился в 1958 году, студентом, уже в Западной Германии. «Этот портрет стал своего рода эталоном, а Эльке — самым часто возникающим образом в его творчестве, — объясняет Кумар. — Базелиц возвращается к этой картине снова и снова». Она отмечает, что даже десятилетия спустя он перерабатывает композицию портрета 1969 года. «Это свидетельствует о развитии отношений как с моделью, так и с живописью».

Сам Базелиц признает, что портреты жены давались ему непросто. «Я не изображаю Эльке. Я изо всех сил стараюсь устранить ее, но обычно у меня не получается, — гласит цитата на этикетке картины в экспозиции. — Она проникает в процесс на уровне моего подсознания, хочу я этого или нет».

Дар получил широкий политический резонанс. Шина Вагстафф, глава отдела модернизма и современного искусства в Метрополитен-музее, отметила в пресс-релизе, что «с учетом наблюдающегося в последние годы расцвета фигуративного искусства» шесть портретов «будут иметь глубокое значение для молодого поколения художников, которые, как и Базелиц, продолжают ценить Америку как символ демократии». Эта ремарка может показаться неожиданной. Но музей приводит собственные слова художника, живущего между Германией и Швецией: «Метрополитен и Нью-Йорк занимают особое место в наших с Эльке сердцах. Этим даром мы с Эльке хотим выразить свою особую привязанность к США. Эта страна всегда была для нас символом свободы».

Шесть полотен будут находиться в экспозиции до 18 июля.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+