18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Георг Базелиц передал Метрополитен-музею шесть своих знаковых полотен

Все портреты написаны в 1969 году, который стал поворотной точкой для художника, решившего отказаться от традиционного подхода к картине

Георг Базелиц совершил знаменитый переворот — в буквальном смысле этого слова — в своем творческом подходе в 1969 году, приняв решение писать и выставлять картины «вниз головой». Шесть портретов, созданных в тот поворотный год, Базелиц и его супруга передали в дар Метрополитен-музею в Нью-Йорке, и их уже можно увидеть в крыле имени Роберта Лемана.

Этот дар, приуроченный к 150-летию музея, — не только большая удача для него, но и признание 83-летнего художника в любви к институции, которая не так давно приняла решение экспонировать модернизм и современное искусство в диалоге с произведениями самых разных эпох. «Для художника представляет большой интерес контекст, который может дать коллекция Метрополитена», — рассказал в интервью директор музея Макс Холляйн.

Шесть знаковых работ представляют собой портреты жены художника Эльке и его друзей из художественной среды Германии того времени, в том числе арт-дилеров Франца Далема и Михаэля Вернера, коллекционера Карна Ринна и журналиста Мартина Г. Буттига. Все работы были созданы в 1969 году и до сих пор оставались в собрании Базелица.

Написанные по перевернутым поляроидным снимкам, они предлагают поразмышлять о том, что побудило художника дестабилизировать точку зрения зрителя, затруднить ему восприятие связного нарратива и привлечь внимание к возможностям живописи как выразительного средства. В то же самое время Базелиц обратился к жанрам, которых прежде избегал: портретной живописи, обнаженной натуре и пейзажу.

«Представленные целой группой, эти произведения позволяют более полно понять важный момент в биографии Базелица и людей, с которыми он в то время работал», — говорит Бринда Кумар, младший куратор отдела модернизма и современного искусства Метрополитен-музея и организатор экспозиции, получившей название «Георг Базелиц. Знаковый поворот». Ранее в собственности музея находилось 3 картины Базелица и 18 его работ на бумаге.

Георг Базелиц (настоящее имя — Ханс Георг Керн) родился в 1938 году в городе Дойчбазелиц, позднее вошедшем в состав ГДР. Поначалу он учился в Восточном Берлине в Высшей школе изящных и прикладных искусств, где студентам прививали принципы социалистического реализма и откуда он был отчислен в 1957 году за «политическую незрелость». Художник переехал в Западный Берлин, поменял фамилию на Базелиц и в 1962 году окончил Высшую художественную школу. Картины из ранних серий «Герои» и «Разломы» изображают грубые, раздробленные и искореженные фигуры в природном ландшафте, вызывающие ассоциации с травмой Второй мировой войны.

Радикальный переход Базелица к «перевернутым» картинам, произошедший в 1969 году, свидетельствует о его желании «идти своим путем, чтобы никто не указывал ему, что делать». Так объясняет это событие Макс Холляйн, лично познакомившийся с Базелицем во время работы над большой экспозицией серии «Герои», состоявшейся в 2016 году в Художественном институте Штеделя во Франкфурте. «Его не волновали ни мода, ни то, что делали большинство художников», — считает директор Метрополитен-музея. Кроме того, этот шаг позволил ему дистанцироваться от существовавшей тогда дихотомии между абстракцией, которая ассоциировалась с капиталистической Западной Германией, и социалистическим реализмом Восточной Германии. В Западной Германии после Второй мировой войны, по словам Холляйна, «было ощущение, что создавать фигуративную живопись уже невозможно». Но Базелиц был твердо намерен работать с фигуративной живописью, в то же время устраняя из своих работ нарратив.

Бринда Кумар особо подчеркивает важность переданного в дар музею «Портрета Эльке I», первого из написанных художником портретов жены, с которой он познакомился в 1958 году, студентом, уже в Западной Германии. «Этот портрет стал своего рода эталоном, а Эльке — самым часто возникающим образом в его творчестве, — объясняет Кумар. — Базелиц возвращается к этой картине снова и снова». Она отмечает, что даже десятилетия спустя он перерабатывает композицию портрета 1969 года. «Это свидетельствует о развитии отношений как с моделью, так и с живописью».

Сам Базелиц признает, что портреты жены давались ему непросто. «Я не изображаю Эльке. Я изо всех сил стараюсь устранить ее, но обычно у меня не получается, — гласит цитата на этикетке картины в экспозиции. — Она проникает в процесс на уровне моего подсознания, хочу я этого или нет».

Дар получил широкий политический резонанс. Шина Вагстафф, глава отдела модернизма и современного искусства в Метрополитен-музее, отметила в пресс-релизе, что «с учетом наблюдающегося в последние годы расцвета фигуративного искусства» шесть портретов «будут иметь глубокое значение для молодого поколения художников, которые, как и Базелиц, продолжают ценить Америку как символ демократии». Эта ремарка может показаться неожиданной. Но музей приводит собственные слова художника, живущего между Германией и Швецией: «Метрополитен и Нью-Йорк занимают особое место в наших с Эльке сердцах. Этим даром мы с Эльке хотим выразить свою особую привязанность к США. Эта страна всегда была для нас символом свободы».

Шесть полотен будут находиться в экспозиции до 18 июля.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+