Георг Базелиц последнего двадцатилетия

Первая персональная выставка Георга Базелица в России открылась в Русском музее. Экспозиция «Как это начиналось» имеет подзаголовок «Живопись и графика последнего двадцатилетия» и собрана венским музеем Альбертина, в чьем собрании насчитывается около 120 живописных и графических работ художника, в том числе в составе частных коллекций, которые на постоянной основе демонстрируются в музее.

«Как это начиналось» — так называется и большая картина в последнем зале выставки, двойной портрет художника и его жены Эльке, выполненный в давно привычной всем манере: размашистая живопись, две перевернутые с ног на голову условные фигуры. Как и многие другие произведения на выставке, эта работа имеет двойную датировку: 1958, 2009. В творчестве Базелица она относится к ремиксам — именно этим словом сам художник обозначает творческую переработку, реплики своих известных работ, которые он стал делать в 2005–2006 годах.

Русскомузейная экспозиция в общем повторяет выставку Базелица в Альбертине в конце 2013 — начале 2014 года, так и названную «Ремикс». Полтора года назад серия акварелей и одна живописная работа Базелица были показаны в Эрмитаже на привозной выставке немецкого искусства экспрессионизма и неоэкспрессионизма «Против света» в Главном штабе. Важную роль в том, что именно Русский музей принимает эту выставку, сыграл филиал Музея Людвига, расположенный в Мраморном дворце, который обладает одной из работ Базелица классического периода — диптихом «Бутылка и орел» 1977 года (выставлен на недавно обновленной экспозиции). К сожалению, из-за травмы ноги Базелиц не смог приехать в Петербург на вернисаж выставки.

Одним из самых интересных для отечественного зрителя станет цикл версий известных полотен советских художников, который Базелиц создает на рубеже нулевых. Переписанные им в собственном стиле хрестоматийные русские композиции составили целую выставку «Русские картины», открытую в Гамбурге в конце 2007 года. Среди них есть и «На старом уральском заводе» — картина Бориса Иогансона, изысканно-монохромная вещь с необычными для советской живописи тициановскими аллюзиями, превращается у Базелица в веселый и красочный психоделический винегрет. В залах Мраморного дворца представлены две картины и несколько крупноформатных графических работ акварелью и тушью по бумаге, которые повторяют сюжеты и композиции живописных произведений этого цикла. Со всеми этими Бродским, Герасимовым, Иогансоном и другими советскими художниками Базелица объединяет любовь к красному цвету: его известная работа 1965 года «С красным флагом» вполне может стать параллелью к «Поднимающему знамя» Гелия Коржева. В контексте выставки в Русском музее Россия выступает родиной не только авангарда, но и социалистического реализма.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+