18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Труды и дни Георга Базелица в книге Ричарда Кальвокоресси

№95
Материал из газеты

Автор рассказывает не только о профессиональной деятельности Базелица как живописца, гравера и скульптора на протяжении шести десятилетий, но и не забывает о его увлечении историей искусства Италии и Германии

Давний поборник современного немецкого искусства Ричард Кальвокоресси в числе прочего занимался приобретением для британских государственных коллекций работ Георга Базелица (р. 1938). В книге об этом художнике он исследует его биографию начиная с самого раннего периода сознательной жизни — послевоенных лет в сельской Саксонии. Юный Ханс-Георг Керн (позднее взявший псевдоним Базелиц — по названию родного городка) вынужден был смиряться с тем, что он называл «разрушенным порядком, разрушенной местностью, разрушенными людьми, разрушенным обществом». Но, несмотря на тяготы, его никогда не покидали независимый дух, юмор, любовь к природе и тесная связь с малой родиной. В главе «Утраченная отчизна» Кальвокоресси увлекательно описывает юные годы своего героя, попутно показывая читателю происхождение сельских тем, появившихся в работах Базелица в начале 1960-х.

Из-за своей мятежной натуры в 1957 году он был исключен из Немецкой академии художеств в Восточном Берлине, после чего покинул ГДР и перебрался в Западный Берлин. Автор внимательно исследует реакцию Базелица на различия двух систем художественного образования. Любопытны воспроизведенные в издании фотографии молодого художника в классе Ханна Трира в западноберлинской Академии художеств, где Базелиц познакомился с ташизмом и американским абстрактным экспрессионизмом. Впрочем, даже перебравшись на Запад, он все равно оставался нонконформистом, противостоявшим впоследствии и «ташистской бесформенности», и нарождавшимся концептуальным тенденциям.

На картинах, созданных в начале 1960-х годов, появились дисгармоничные искаженные тела, представленные в самых провокационных видах. В них ощутимо влияние Отто Дикса, в частности его серии гравюр «Война» (1923–1924), которую молодой Базелиц мог видеть в Художественной галерее Нирендорфа. Однако это был лишь один из источников влияния. Кальвокоресси убедительно доказывает, что изображения человеческого тела у Базелица в то время были явным отголоском его представлений о «преступных деяниях нацистов». А в главе «Сельская изоляция» автор рассказывает об отъезде художника из Западного Берлина после скандала в прессе по поводу «непристойности» его творчества. Он перебрался в Остхофен близ Вормса, подальше от урбанизированного мира искусства.

Кальвокоресси прослеживает несколько отчетливых стадий профессиональной деятельности Базелица как живописца, гравера и скульптора на протяжении шести десятилетий, не забывая о его увлечении историей искусства Италии (в частности, маньеризмом) и Германии. Превосходно написанная, содержащая любопытные открытия в части мотиваций художника на каждой творческой стадии, эта книга — самый серьезный на сегодня труд, посвященный Базелицу. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+