Москва, Лаврушинский пер., д. 10
Директор: Зельфира Трегулова
Ни один другой российский музей не может похвастать таким количеством первоклассных выставок, каким за этот год удивила Третьяковская галерея. Традиционным ежегодным хитом стала ретроспектива Михаила Врубеля (очереди не стояли, но только потому, что продажу билетов перенесли в интернет), а еще — Роберт Фальк, Юрий Пименов, Татьяна Маврина, Алексей Венецианов с учениками, и это только самые крупные. Музей принял участие в двух эпохальных международных проектах. Это «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», совместно с музеями Дрездена, потрясший публику сложной концепцией свободолюбия XIX века и выставочным дизайном Даниеля Либескинда; и это грандиозная выставка современного европейского искусства «Многообразие. Единство», где впервые за долгое время москвичи получили шанс увидеть такое количество действующих мировых звезд. Заявлено развитие двух новых направлений — дизайна (с помощью Московского музея дизайна, вступившего под эгиду Третьяковки) и science art, который представляет Laboratoria Art & Science. Завершилась реставрация памятника конструктивизма — фабрики-кухни в Самаре, где должен открыться первый в стране филиал Третьяковки. Наконец, исполнен и важный моральный долг — открыт музей братьев Третьяковых в доме, где они родились и где все начиналось.
Москва, Красная пл., д. 1
Директор музея: Алексей Левыкин
Это один из старейших музеев в стране: в 2022 году ГИМ празднует 150-летие. Но дело даже не в почтенном возрасте. Речь о крупнейшем в России хранилище исторической памяти, где сконцентрировано около 5 млн экспонатов. Причем не только реликвии, артефакты, архивы, но и внушительные фонды произведений изобразительного искусства. И в своей выставочной деятельности музей нередко выступает именно как художественная институция. Главное здание на Красной площади — лишь один из объектов, а есть и другие. Теперь уже не только в Москве: больше года в Туле успешно работает новое подразделение музея, реализующее собственную обширную программу. Но столица все же эпицентр, здесь происходит самое важное. Например, недавно Исторический музей приступил к финальному этапу реставрации памятника Минину и Пожарскому — это тоже его зона ответственности.
Московская область, Истра, Ново-Иерусалимская наб., д. 1
Директор: Василий Кузнецов
«Новый Иерусалим» продолжает крестовый поход за яркую художественную жизнь в регионах, каждым проектом доказывая, что и за МКАД есть место выставкам-блокбастерам. В 2021-м в течение шести месяцев магнитом для зрителей были «Младшие Брейгели и их эпоха» — нидерландская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз, затем эстафету приняла выставка «Азбука шедевра. Русские гении от первой до последней буквы». Музей показал максимально представительную экспозицию русского импрессиониста Константина Горбатова («Новый Иерусалим» обладает самой большой его коллекцией) и принял у себя французскую живопись из Государственного музея-усадьбы «Архангельское» («Французский вкус князей Юсуповых»). Растет и популярность open-air-фестиваля классической музыки «Лето. Музыка. Музей» под руководством известного дирижера Василия Петренко.
Санкт-Петербург, ул. Короленко, д. 14
Директор: Максим Левченко
Открывшийся зимой 2021 года музей — результат длительных и когда-то казавшихся безнадежными усилий Фонда создания музея Иосифа Бродского, основанного еще в 1999 году. Хотя фонд при поддержке властей Санкт-Петербурга выкупил у прежних владельцев почти все комнаты бывшей коммунальной квартиры в доме Мурузи, где поэт жил с родителями в период с 1955 по 1972 год, многие годы не удавалось договориться с еще одной соседкой. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда соседнюю с коммуналкой Бродских квартиру выкупил девелопер Максим Левченко. Он решил объединить две квартиры в единое пространство, частью которого станет музей. Автором проекта реставрации и приспособления квартир стал московский архитектор Александр Бродский, главным куратором и автором экспозиции — Анна Наринская. Было принято решение не воссоздавать прежнюю обстановку, но создать вокруг «полутора комнат» легко конвертируемое пространство, где проходят лекции, выставки, поэтические чтения и театральные представления, рассказывающие об эпохе, вкусах и настроениях поколения шестидесятников и о том, как это все соотносилось с поэзией Бродского.
Москва, Ленинградский пр-т, д. 15, стр. 11
Директор: Юлия Петрова
Уже с первых выставочных проектов Музея русского импрессионизма, открытого в 2016 году на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик» по инициативе предпринимателя Бориса Минца, стало понятно, что его замысел гораздо шире, нежели простая демонстрация частного собрания основателя. Временные экспозиции знакомят с забытыми именами отечественного искусства и открывают новые грани в творчестве известных художников рубежа XIX–ХХ веков (с отдельными интервенциями в зарубежное искусство — такие явления, как испанский и армянский импрессионизм), а также исследуют феномен частного коллекционирования. В 2021 году музей представил подряд две выставки-исследования, одна из которых — «Охотники за искусством» — знакомила с советскими частными собраниями, вторая — «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» — была попыткой реконструкции знаменитой выставки русского искусства в США.
Москва, ул. Остоженка, д. 16
Директор: Ольга Свиблова
Уже 25 лет Мультимедиа Арт Музей под руководством Ольги Свибловой не сбавляет обороты: это и музей отечественной фотографии, и Школа фотографии и мультимедиа имени А.Родченко, не говоря уже об активной выставочной деятельности. Выставки работ Паскаля Мэтра, Лорен Гринфилд, Никиты Алексеева, арт-группы «МишМаш», Олега Целкова, Сергея Шутова, а также первой российской цветной фотографии — вот далеко не полный список экспозиций, которые были представлены в музее только в прошлом году. Свое 25-летие музей отметил с присущим ему размахом — стартом новой, третьей в арсенале МАММ, международной биеннале «Искусство будущего»/Art for the Future, на которой представлено 62 произведения российских и зарубежных художников, использующих в творчестве новые технологии, разработанные индустрией 4.0: нейросети, 3D-анимацию, виртуальную, дополненную и смешанную реальность и многое другое.
Нижний Новгород, Кремль, корп. 3
Директор: Роман Жукарин
Вместе со всем городом, пережившим грандиозное обновление к 800-летию, которое отметили в 2021 году, нижегородский музей кардинально обновился. Это один из старейших российских художественных музеев, которому исполнилось 125 лет. Впервые за три десятилетия был проведен капитальный ремонт в главном здании в кремле, по-новому экспонирована коллекция русского искусства. В кремле музей курирует еще одно пространство — отреставрированный исторический манеж, превращенный в выставочный зал. Первой выставкой в нем стала «Небесный Нижний. Святые и святыни Нижегородской земли» с участием десятка музеев. Также Нижегородский художественный музей открыл новое пространство на площади Минина и Пожарского для показа собрания русского авангарда и нонконформистов; приведен в порядок дом купца Сироткина, где экспонируется западноевропейское искусство. Музей делает ставку не только на собственные ресурсы, но и на коллег-партнеров. Многие проекты созданы вместе с другими музеями, а картины из Нижнего можно видеть на столичных выставках.
Идея: Василий Кузнецов, директор музея
Научный консультант: Андрей Сарабьянов
Концепция: Елена Папченко, Ксения Новохатько
Архитектура: Андрей Вовк
Иронично-игровая идея выставки — разместить картины в соответствии с буквами алфавита, придумав каждой букве тему («А» — «абстракция», «В» — «воздух», «З» — «зеркало» и так далее), — подчеркнула выдающееся качество самих произведений, среди которых первоклассные работы Карла Брюллова, Василия Кандинского, Исаака Левитана и многих других. Выставка объединила 123 произведения 81 автора из 29 российских музеев: от Приморской картинной галереи во Владивостоке до Калининградского музея изобразительного искусства, от архангельского объединения «Художественная культура Русского Севера» до музеев Феодосии, Таганрога и Краснодара. В результате в подмосковной Истре на полгода собрали музей мечты. Активный экспозиционный дизайн стал достойной огранкой всем этим редкостям.
Кураторы: Андрей Близнюков, Наталья Углева
Архитектура: Агния Стерлигова (архитектурное бюро Planet9)
Выставка стала первой в серии российско-итальянских проектов «Сокровища музеев Италии в Историческом музее». Коллекция печатной графики Альбрехта Дюрера в Пинакотеке Тозио Мартиненго — одна из лучших в мире по качеству отпечатков и их сохранности. В Россию привезли 146 гравюр, в том числе такие знаменитые вещи, как «Меланхолия I», «Адам и Ева» и все 16 листов серии «Апокалипсис» (1496–1498), созданной на деревянных досках большого формата на волне ожиданий конца света в 1500 году. Экспозицию дополнили предметами немецкого декоративно-прикладного искусства XV–XVI веков из Исторического музея. Хитом же выставку сделал необычный экспозиционный дизайн: металлический хворост под потолком, гигантский макет Луны, стены-коридоры из сеток для армирования бетона и другие остроумные современные кунштюки, созвучные искусству Дюрера.
Кураторы: Жан-Юбер Мартен (Франция); Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С.Пушкина
Прелесть этой выставки не только в том, что ее автор Жан-Юбер Мартен — один из мировых столпов кураторского дела, нашедший свою главную тему, те самые «странные сближенья» искусства и артефактов разных времен и цивилизаций еще на выставке «Маги Земли» в Центре Помпиду в далеком 1989 году и развивший ее во множестве последующих проектов. И не только в том, что он сделал специальный проект для Пушкинского музея, использовав как его фонды, так и массу экспонатов из 50 разных музеев. И даже не в том, что на «Сближеньях» нет этикеток и зрителей побуждают смотреть, а не читать. Возможно, главное открытие состоит в том, что под видом одной выставки нам показали целых 13! То есть это «выставка выставок», выставка о том, как можно буквально из всего, из любого изобразительного мотива, вывести целую историю, будь то складка или яблоко. Каждый из 13 разделов имеет собственную интригу и может рассматриваться самостоятельно, и каждый демонстрирует не только развитие какого-либо сюжета и мотива, но и дает мастер-класс искусства видеть искусство. И это действительно уникальный опыт.
Кураторы: Стефани Кантарутти, Кристоф Лерибо, Татьяна Юденкова
Архитектура: Филипп Пюмен; дизайн: Камилла Портье, Аньес Руссо; свет: Филипп Мишель
Первая ретроспектива Ильи Репина во Франции, на которую приехали произведения из Третьяковской галереи, Русского музея и Художественного музея Атенеум в Финляндии, в том числе крупноформатные. Творчество художника малоизвестно во Франции, поэтому выставка должна была внятно описать, с какими темами и настроениями он работал. Тринадцать залов рассказывали о творческом пути Репина — из Петербурга в Москву и обратно и в конце концов в Куоккалу, выделяя в качестве главных «остановок» его достижения как портретиста, историю создания полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и встречи со Львом Толстым. Чтобы сделать этот путь интереснее для зрителя, каждый зал получил свой цвет, от темно-серого до сливового и бирюзового. Зал, посвященный годам Репина в Финляндии, был отделан сосновыми досками из Северной Европы. Как говорят очевидцы, сопровождавшаяся лекциями и концертами выставка пользовалась у парижан едва ли не большим успехом, чем проходящий параллельно показ коллекции модернистов братьев Морозовых в Фонде Louis Vuitton.
Кураторы: Зоя Купцова, Василий Успенский
Реставраторы: Елена Баранова, Инга Будниченко, Ольга Викторова, Мария Жервэ, Раиса Казимирова, Татьяна Мецковская, Артем Степанов, Елена Степанова, Светлана Теплоухова, Наталья Тиссен
Архитектура: Агния Стерлигова (архитектурное бюро Planet9)
Даже если бы Государственный Эрмитаж представил только восемь отреставрированных фресок, созданных учениками Рафаэля в год его смерти, выставка уже была бы сенсацией. Но в дополнение к фрескам кураторы, опираясь на глубочайшее знание истории искусств и завидную интуицию, проследили влияние Рафаэля на европейскую культуру на протяжении 500 лет! Нить неочевидных оглядок на гениального уроженца Умбрии они протянули вплоть до монумента воину-освободителю в Трептов-парке, который есть не что иное, как вариация на тему Сикстинской Мадонны. Каталог выставки читается как детектив: из него мы узнаем все об учениках Рафаэля, о том, как светоч Ренессанса «раскручивал» свой бренд, каким образом фрески попали в Эрмитаж и почему их ценность так долго никто не замечал. Исключительный знаточеский проект, помимо прочего, показывает, какие замечательные молодые исследователи работают сегодня в Эрмитаже. И конечно, глубочайшее почтение реставраторам!
Организаторы: Фонд искусства и культуры (Бонн), председатель — Вальтер Смерлинг; Государственная Третьяковская галерея (Москва), генеральный директор — Зельфира Трегулова
Международный кураторский комитет: Вальтер Смерлинг (председатель Фонда искусства и культуры, Бонн), Саймон Бейкер (Европейский дом фотографии, Париж), Фаина Балаховская (искусствовед, куратор, Москва), Кей Хеймер (Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф), Понтус Киандер (писатель, куратор, Хельсинки), Камилла Морино (куратор, AWARE, Париж), Иоханна Нойшеффер, Анна Шванц (Office Impart, Берлин), Хильке Вагнер (Альбертинум, Дрезден), Питер Вайбель (Центр искусств и медиатехнологий, Карлсруэ)
Куратор экспозиции в Третьяковской галерее: Сергей Фофанов
Сама возможность увидеть произведения ведущих современных художников Европы — веский повод, чтобы отметить эту выставку. В нынешней ситуации всяческих препон и ограничений организовать такое шоу, где участвуют 90 звезд разных поколений из 33 стран, в том числе Илья и Эмилия Кабаковы, Ансельм Кифер, Ирина Корина, Аннетт Мессаже, Мона Хатум, Олафур Элиассон, причем большими работами, треть из которых была сделана специально, было тяжелейшей задачей. Маршрут выставки: Берлин — Москва — Париж. Для Москвы это уникальная возможность познакомиться со срезом современного мирового искусства, сравнимым по масштабу с Венецианской биеннале. Проект акцентирует внимание на насущных проблемах современности, дает шанс приобщиться к мировой культурной повестке и декларирует солидарность людей искусства.
Куратор: Анастасия Винокурова
Координатор: Дарья Урядова
Архитектура: Eleven Project, архитектор Игорь Чиркин
Выставка, подготовленная в партнерстве с петербургской галереей KGallery, представила психологические портреты 14 советских коллекционеров обеих столиц с помощью произведений из их собраний. Вернее, из осколков их собраний, ведь поколение этих мастодонтов уже практически ушло, а коллекции почти все распроданы. На выставке можно было увидеть редкие произведения Серебряного века и авангарда из частных коллекций, сгруппированные не по периодам или течениям, а по владельцам, что позволило воспринять их с нового ракурса, а также иначе взглянуть на советскую повседневность их послевоенных владельцев. Нарочито личный, эмоциональный подход к фигурам коллекционеров, подчеркивание их характеров и акцент на сложных судьбах привлек большой интерес публики — проект вошел в четверку самых посещаемых выставок музея за всю историю (и это несмотря на ковидный год).
Площадь здания: 38,9 тыс. кв. м; площадь участка: 2 га
Заказчик: Леонид Михельсон, президент фонда V–A–C, председатель правления ПАО «Новатэк»
Архитектор: Ренцо Пьяно
Авторский надзор и научное руководство: Антонио Бельведере, партнер, член правления Renzo Piano Building Workshop
Генеральный проектировщик: ООО «Проектное бюро „Апекс“»
Инженерное сопровождение: ООО «Метрополис»
Реставрация: ООО «АРМ „Фаросъ“»
Беспрецедентная по масштабам и результату реконструкция дореволюционной (1907) городской электростанции и превращение ее в культурный центр нового формата — Дом культуры «ГЭС-2». В процессе работы (2015–2021) из здания вывезли 70 тыс. т металла, демонтировали внутренние стены и лишние перекрытия, а несущие стены и балки, наоборот, укрепили, отреставрировали потолочные фермы главного нефа, в проектировании которых принимал участие Владимир Шухов. Полностью остеклили крышу, установили на ней солнечные батареи, дающие дому 10% необходимой энергии. Восстановили башню с часами и флюгером, заново создали уникальный трансформирующийся киноконцертный зал на 420 мест. Высадили более 700 берез во внутреннем дворе, рядом с «ГЭС-2» отреставрировали складские помещения начала XX века — «Своды», сейчас в них производственные арт-мастерские. Творение Прицкеровского лауреата, 84-летнего Ренцо Пьяно задало новый, высочайший стандарт общественных пространств в Москве и в мире.
Авторский надзор и научное руководство: ООО «Профиль», ООО «Петербургреставрация»
Работы выполнило: АО «Ренессанс-Реставрация»
Реставрация Михайловского (Инженерного) замка — часть долгосрочной программы «Возрождение» Государственного Русского музея, принятой в 1999 году. Главным препятствием на пути превращения замка в полноценную часть музея было то, что ряд залов занимала Центральная военно-морская библиотека, подыскать новое место для которой удалось только после поручения президента РФ в 2018 году. В 2019-м на реставрацию из федерального бюджета выделили порядка 400 млн руб. Сейчас завершены работы в помещениях первого и второго этажей юго-восточной части здания, проведена реставрация парадных залов с целью вернуть им состояние середины XIX века — они открыты для публики. В обновленном виде предстал Воскресенский зал, где в марте 1801 года было выставлено для прощания тело первого хозяина замка, императора Павла I. Здесь удалось восстановить облицовку стен искусственным мрамором, воссоздать плафон и камины. Отреставрированы Тронный зал, галерея Арабесок, а также апартаменты камер-фрейлины Протасовой. Сейчас идут работы в Столовой Павла I, покоях Александра Павловича, Павла I и Марии Федоровны и еще в нескольких залах. Полное окончание работ запланировано на 2024 год.
Заказчик: Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации (ФГКУ «ДСРиР»)
Проект реставрации: Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ФГУП ЦНРПМ)
Исполнитель: Межобластное научно-реставрационное художественное управление (АО «МНРХУ»)
Хотя основные реставрационные работы в театре усадьбы Юсуповых Архангельское, проект здания и декорации для которого создал выдающийся итальянский художник Пьетро ди Гонзага, завершились еще два года назад, из-за пандемии первое театральное представление прошло в легендарном зале лишь осенью 2021 года. Театр в Архангельском был возведен по заказу владельца усадьбы, князя Николая Борисовича Юсупова, в 1818 году в стиле классицизм. Построенный из дерева на каменном основании, он входит в число семи старинных театров Европы, сохранивших первозданный облик, оригинальные элементы убранства зрительного зала и театральной машинерии, а также подлинные декорации и занавес Гонзаги. На последнем этапе длительной реставрации были проведены работы по укреплению фундамента, воссозданию стен, поновлению фасадов. Устройство ростверков, бетонной подушки под несущими стенами здания, стало существенным отличием от всех предыдущих реставраций. Впереди — восстановление театральной машинерии, некоторых элементов сценического пространства, консервация декоративных панно и кулис. Планируется, что со временем Театр Гонзаги станет исторической сердцевиной нового культурного кластера.
Заказчик работ: Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ
Научный руководитель проекта реставрации: Ирина Калугина (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские)
Архитектор приспособления: Виталий Стадников
Фабрика-кухня в Самаре построена в 1932 году по проекту архитектора Екатерины Максимовой (1891–1932), по-видимому первой российской женщины-архитектора, проект которой был воплощен полностью. Здание в стиле конструктивизм имеет план в виде серпа и молота и учитывает все инновационные для своего времени приемы конвейерного приготовления пищи и ее подачи. В спасении здания, приговоренного к сносу, огромна роль самарской общественности. Во время реставрации в целях укрепления железобетонных конструкций был применен уникальный для России способ обклейки карбоновой арматурой, которая напоминает тонкую ткань, но может взять на себя значительную нагрузку. По обнаруженным фрагментам восстановлена первоначальная отделка — штукатурка двух оттенков серого, узкие пояски с рельефной штукатурной «шубкой», а также деревянные окна, наливной пол из бетонной смеси с наполнением мраморной крошкой. Полностью переосмыслена территория вокруг здания. После завершения реставрационных работ здесь разместится самарский филиал Государственной Третьяковской галереи.
Заказчик работ: СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры»
Автор проекта: Марк Коляда (1934–2020), архитектор-реставратор высшей категории, руководитель АРМ-3 ГУП «Спецпроектреставрация»
Подрядчик и исполнитель работ: ООО «ПСБ „Жилстрой“»
Проблема сохранения фасадов Казанского собора возникла практически с момента его постройки, более 200 лет назад. Собор облицован пудостским (пудожским) камнем, из него же высечены его знаменитые колонны. Этот камень, как еще в начале строительства отметил архитектор Андрей Воронихин (1759–1814), имеет крупнозернистую и пористую структуру — почему и было принято решение затереть всю его поверхность тонким слоем рижского алебастра. В прошлом столетии фасады неоднократно подновляли и перекрашивали; с конца XX века они и колонны собора покрылись черной коркой, образовавшейся под воздействием выхлопных газов. Программа по спасению разрушающихся фасадов стартовала еще в 2011 году по заказу Министерства культуры РФ. По методике института «Спецпроектреставрация» была проведена полная очистка от загрязнений, биопоражений, предыдущих покрасок на западном и северном фасадах, которые затем защитили специальной известковой накрывкой. После периода наблюдений, показавшего эффективность технологии, работы продолжились на восточном и южном фасадах. Всего за 2015–2021 годы из бюджета Санкт-Петербурга на реставрацию Казанского собора было выделено 291 млн руб.
Заказчик: ГлавУпДК при МИД России
Автор проекта реставрации: Евгений Кокорев, почетный реставратор Москвы, генеральный директор проектного бюро «АрКо»
Исполнитель работ: строительно-ремонтная фирма «Ремстройсервис»
Одна из первых самостоятельных работ архитектора Федора Шехтеля (1859–1926), особняк Саввы и Зинаиды Морозовых на Спиридоновке всегда был значимой московской постройкой. Эффектный дом — готический замок с двухэтажной башней-донжоном, химерой и кривляющимися маскаронами — стал украшением улицы и не случайно в 1929 году был включен в структуры Наркомата (позже Министерства) иностранных дел. С тех пор здание служит Домом приемов МИД. В 1995 году интерьеры были повреждены пожаром и затем тщательно отреставрированы, однако фасадом давно не занимались серьезно. Главной трудностью были обилие изысканных и сложных деталей и разнообразие материалов, из которых они сделаны. Реставраторам пришлось укреплять элементы из штукатурки, шпиатра, бетона. Для кровли использовали не просто оцинкованный металл, а сплав титанцинк — материал, из которого можно делать надежные и в то же время сложные по форме декоративные элементы. Отреставрирована ограда. Полностью обновлена архитектурная подсветка особняка.
Заказчик: Музеи Московского Кремля
Работы выполнил: Михаил Кружалин (Музеи Московского Кремля)
Случайно обнаруженный крестьянами в 1808 году близ Юрьева-Польского шлем второй половины XII — первой половины XIII века стал одним из тех предметов, с которых отечественная история началась как наука (а с ней и военная археология). Он был одним из первых экспонатов Оружейной палаты как музея и до сих пор остается одним из древнейших русских шлемов. Попытки реконструкции изначальной формы были интеллектуальным развлечением многих историков и любителей. Реставрация же, проведенная впервые за 200 лет, показала, что предположение XIX века о его силуэте ошибочно. Когда остатки шлема сняли со старой музейной основы, выяснилось, что диктуемая их изгибами форма отличается от того, к чему привык взгляд. На этот раз основу сделали из нейтрального материала, цвет которого был выбран черным, чтобы он совпадал с оттенком старого железа сохранившихся частей — те подверглись тщательной консервации. Другое зримое изменение коснулось позолоченных чеканных накладок из серебра. Потемневший древний металл был очищен от патины и теперь сверкает.
Большой юбилей, 100-летие с момента основания Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), отмечался в сезоне 2020–2021 годов сразу несколькими выставками. И все же главной среди них можно считать «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», представленную в Музее Москвы. Слово «школа» в названии не просто служило формальным напоминанием об образовательных принципах этого заведения. Как раз сами принципы, включающие структуру факультетов и пропедевтические методики, легли в основу экспозиции. Установки, реализованные группой кураторов выставки, получили релевантное отображение в каталоге. Альбом, выпущенный музеем в содружестве с издательской группой ABCdesign, следует за содержанием выставки, но придает ему дополнительную аналитическую глубину. Несмотря на обилие визуальных и текстовых материалов, они превосходно организованы на страницах каталога — и по смыслу, и дизайнерски.
Художественные связи между Россией и США обычно представляются зыбкими, преимущественно односторонними (их влияние на нас) и относительно недавними — начавшимися с оттепельных 1950-х. Хотя у всего этого была своя предыстория. И важной в ней страницей оказалась выставка «Русское искусство», проходившая в 1924 году в Нью-Йорке и вылившаяся в гастрольный тур по стране. Десятки авторов, сотни произведений — проект получился грандиозным, пусть и не слишком прибыльным. И вот почти столетие спустя Музей русского импрессионизма взялся за реконструкцию того межконтинентального сюжета. К выставке в Москве был издан каталог, в котором информации, текстовой и визуальной, содержится гораздо больше, чем вошло в экспозицию. Увлекательные обзоры Ольги Юркиной, Джона Боулта и Эдварда Касинца сопровождаются множеством репродукций — плодами специальных поисков и неожиданных открытий.
Издание «На районе» подвело итоги проекта Австрийского культурного форума в России, посвященного культурному осмыслению проблемы современных городских окраин, так называемых спальных районов. Инициатор этого международного проекта, директор форума, куратор и коллекционер Симон Мраз собрал в одной коробке самые разные жанры: это и статьи о творчестве художников, работающих с темой окраин, и альбомы самих произведений на эту тему — от фотографий до комиксов, и исследования по истории градостроительства, в частности эссе о московских районных кинотеатрах советского времени, подвергшихся массовому сносу, наконец, это уникальные материалы о частных музеях, чьи артефакты, не всегда интересные большим музеям, важны для сохранения коллективной памяти. В сборнике впервые обрисованы эстетическая ценность и культурный потенциал огромного пласта современной городской цивилизации, что для России, где большинство населения обитает именно «на районе», в пространствах многоэтажных кварталов, кажется особенно актуальным.
Собрание сочинений Александры Новоженовой, искусствоведа, критика, художника и активистки, трагически ушедшей из жизни в 36 лет в 2019 году, было подготовлено целой командой ее единомышленников, среди которых критики Глеб Напреенко и Валентин Дьяконов, художник Арсений Жиляев. Каждому из десятка томов-тетрадок, составляющих сборник, предшествует предисловие одного из ее коллег, так что это издание — не только дань таланту яркого критика, но и коллективный портрет поколения, вышедшего на российскую арт-сцену в 2000-е, с его идеалами и разочарованиями. Портрет же самой Александры Новоженовой, возникающий из этого сборника, притом что многие ее тексты были опубликованы ранее, поражает как многосторонностью интересов, которые простирались от искусства XIX века до радикальных политических перформансов нашего времени, так и бескомпромиссностью и тонкостью суждений и закрепляет — обидно, что посмертно, — ее статус одной из самых ярких звезд современной российской художественной критики.
Выпуск каталога частной художественной коллекции может быть не менее значимым событием, чем публикация фондов государственного музея. И эта значимость возрастает, если воспроизведение предметов искусства сопровождается обстоятельным анализом и самого собрания, и эпохи в целом. Книжный проект «Модернизм без манифеста», представляющий собой каталог-резоне коллекции Романа Бабичева, — из числа тех инициатив, которые способны поменять оптику восприятия определенного исторического времени. В данном случае — советского, чье искусство привычно делить на соцреализм и авангард. Пятитомник дает понять, что это сильное упрощение. Проект реализовывался очень основательно и потому небыстро. Сейчас он совсем близок к завершению: изданы четыре тома, а последний, «Русское искусство. 1953–2010-е», уже на подходе.
Книга журналиста и художественного критика, много лет писавшего о современном дизайне, возникла из цикла лекций, прочитанных в музее «Гараж». Обилие имен и фактов упаковано Марией Савостьяновой в компактный том, где можно найти описания основных тенденций и ключевых понятий современного проектирования, будь то «технокрафт», использующий новые технологии моделирования, шедевры вторичной переработки старого или проблема массового тиража и подделок. Рассказано и о другом полюсе — «дизайне для музеев», уникальных и экстравагантных вещах, созданных в одном экземпляре. В эту международную панораму открытий, изобретений и новаторских идей вписаны и российские дизайнеры. Четкость структуры, множество иллюстраций и конкретных примеров, наряду с изложением основных теоретических положений, позволяет рассматривать «Дизайн сегодня» как ценный источник для всех, кого волнует, кто и как придумывает для нас современный предметный мир.
Одна из важнейших миссий любого музея, особенно художественного, — описание своей коллекции. Эта работа может показаться рутинной, но плоды ее способны оказывать фундаментальное влияние на представления об искусстве той или иной эпохи. Именно такое впечатление производит новый каталог древнерусской живописи XII–XIII веков из собрания Третьяковской галереи. Из бесстрастных научных констатаций и сведений технико-технологического свойства складывается целая искусствоведческая сага — с открытиями, коллизиями, переоценками и переатрибуциями. Шестнадцать древнейших, преимущественно домонгольских памятников (в том числе знаменитая икона Владимирской Богоматери начала XII столетия, привезенная из Константинополя) преподнесены здесь во всей полноте сегодняшних знаний и исследовательских возможностей.
Коллекционеры, меценаты
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов известен не только как попечитель музеев Москвы и Петербурга, откуда он родом. Только за прошлый год он передал в дар Музеям Кремля уникальное собрание резной кости, музею-заповеднику «Петергоф» — 47 предметов Императорского фарфорового завода, Музею Пушкина — портрет кисти Тропинина, а также Мультимедиа Арт Музею — коллекцию советского киноплаката 1950–1980-х годов, которую начала создавать Ирина Карисалова, собиравшая живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Ее сын Михаил не просто упорядочил, но и значительно расширил семейное собрание, однако не стал запирать произведения искусства в частном доме, а, напротив, активно пополняет фонды российских музеев и архивов: ГМИИ имени А.С.Пушкина, «Царского Села», РГАЛИ и других. А основанный женой Михаила Еленой Карисаловой фонд Still Art показал классику модной фотографии из своего собрания на выставке «Красота и стиль» в Эрмитаже.
Телеведущий, коллекционер
Российская телезвезда, популярный ведущий ток-шоу, Андрей Малахов известен как коллекционер современного искусства. Свой родной город Апатиты Мурманской области он решил превратить в центр современного искусства. Причем речь идет не только о выставках в основанном им центре «Сияние», название которого отсылает к северному сиянию, но и об обширной программе паблик-арта, которая поможет сделать город привлекательным для туристов, а также о восстановлении городских памятников советского времени, в частности неоновых вывесок, сохранившихся в Апатитах. В 2021 году можно было наблюдать первые результаты этой программы, самым ярким из которых стала установка «Улыбающегося апатита» — арт-объекта художника Сергея Браткова.
Коллекционер, меценат
Александр Мечетин стал известен в арт-мире в 2014 году, когда выступил инициатором открытия во Владивостоке Центра современного искусства «Заря», направленного на представление в Приморье лучших достижений современной культуры (главный куратор проекта с 2014 года — Алиса Багдонайте). В центре прошло множество выставок, в том числе в партнерстве с крупнейшими музеями, запущена единственная на Дальнем Востоке программа арт-резиденций. По словам коллекционера, для него «Заря» — это форма самообразования и возвращение долга городу, где он вырос. В 2020 году командой ЦСИ «Заря» был запущен новый проект, уже в Краснодарском крае, — Фонд искусства «Голубицкое», в программе которого работа профессионального сообщества с местным контекстом и международный обмен в области арт-резиденций. На территории винодельческого хозяйства, где расположен фонд, летом прошла большая выставка под кураторством Андрея Ерофеева, создаются арт-парк и концептуальные сады.
Коллекционер, меценат
Открытие в Москве в декабре 2021 года Дома культуры «ГЭС-2» сделало Леонида Михельсона, президента фонда V–A–C, председателя правления ПАО «НОВАТЭК», ньюсмейкером мирового масштаба. Этому способствовали и визит президента Владимира Путина на открытие нового культурного пространства в центре столицы, и качество реконструкции исторического здания, осуществленной архитектором Ренцо Пьяно, и новаторские арт-форматы, предложенные публике (в их числе многодневный перформанс «Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона). Реконструкция ГЭС-2 стала самым впечатляющим проектом в деятельности фонда V–A–C, основанного Леонидом Михельсоном в 2009 году (вместе с Терезой Иароччи Мавикой, занимавшей до конца 2021 года пост директора фонда). Но стоит напомнить и о том, что фонд в 2021 году реконструировал здание павильона России на Венецианской биеннале, еще раньше восстановил Палаццо на Дзаттере, где в 2017 году открыл выставочное пространство и показал некоторые произведения из своей коллекции, включая работы Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти, Аристарха Лентулова, Огюста Ренуара и Энди Уорхола, а также финансирует галерею «Виктория» в Самаре. Значимость деятельности V–A–C, конечно, не только в зданиях, но и в той «начинке», которую разрабатывает команда фонда, ставя целью «переосмыслить художественное производство» и создать новый язык современной культуры.
Коллекционер, меценат
Владелец промышленного холдинга «Группа Синара» со штаб-квартирой в Екатеринбурге более 20 лет поддерживает уральских художников. В результате удалось сформировать собрание уральских живописи и графики, инсталляций и арт-объектов, которое насчитывает около 1,5 тыс. произведений. В 2020 году Дмитрий Пумпянский открыл в Екатеринбурге «Синара Центр» — культурно-выставочный комплекс в отреставрированных зданиях госпиталя начала XIX века (потребовалось три года и 2 млрд руб. капитальных вложений, чтобы привести его в порядок и приспособить под современное использование). Сейчас в комплексе концертный зал, деловой форум, ресторан, а также выставочная площадка «Галерея Синара Арт». Из недавних приобретений фонда — коллекция современного российского искусства, 150 вещей 45 художников, от Ильи Кабакова и Александра Меламида до Александра Шишкина-Хокусая. Летом 2021 года обе части коллекции (уральские художники и всероссийский contemporary art) впервые были представлены вместе на выставке «Все это — ВЫ».
Коллекционер, меценат
Фонд поддержки современного искусства Ruarts, основанный коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой в 2003 году, в 2021-м открыл музейное пространство в Москве. На нескольких этажах эффектного здания расположены выставочные залы, библиотека, пространство для образовательных проектов. Фонд устраивает выставки из своей коллекции, в которой представлены как неофициальное послевоенное российское искусство, так и произведения современных художников. Известность фонду принесла, в частности, активная поддержка и популяризация художников стрит-арта. У фонда есть грантовая программа, издательская деятельность. Также в новом здании фонд принимает крупные международные проекты, каким стала выставка Lady Dior, представляющая альянс звезд художественной сцены и высокой моды.
Ученый-математик, предприниматель, коллекционер
Основанный Андреем Чеглаковым в 2008 году фонд своей миссией считает всемерное поощрение современного творчества и поддержку молодых дарований. За прошедшие годы фонд поддержал десятки музыкальных, издательских и выставочных проектов, а также ряд фестивалей и исследовательских программ. Среди последних — «Зданевич. Здесь и сейчас» в Московском музее современного искусства, «НЭР. По следам города будущего» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, «Коллекция Костаки. Рестарт» в Государственном музее современного искусства в Салониках. Меценат, по его собственным словам, помогает не только тем выставкам, что ему эстетически близки, он руководствуется, скорее, категорией «служения» и ощущения нужности проекта. В собственной коллекции Андрея Чеглакова разнообразные произведения, от старых мастеров до нонконформистов, фарфор и livre d’artiste. Летом 2021 года фонд открыл в Москве постоянное пространство, где прошло несколько выставок, в том числе посвященная 200-летию Шарля Бодлера.
C 2019 года генеральным партнером премии является ювелирная компания Mercury. Для бренда это далеко не первый опыт в поддержке культурных событий: с 2016 года компания является генеральным партнером церемонии вручения национальной премии в области кинематографии «Золотой орел» и автором всех призов, с 2017 года выступает партнером Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», в 2021 году учредила свой приз молодым и талантливым актрисам. С 2021 года ювелирная компания Mercury является партнером Московского международного кинофестиваля (ММКФ), а также автором всех наград международного киносмотра.
Ювелирный бренд Mercury широко известен своими культурными, благотворительными и социальными проектами, активно поддерживает женщин в бизнесе.