18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Телега с неизвестным авангардом добралась до Москвы

Николай Григорьев. «Мост». 1918. Из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых
Николай Григорьев. «Мост». 1918. Из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Сенсационную выставку «Авангард: на телеге в XXI век», показанную в Екатеринбурге, принимает Музей русского импрессионизма. Сто картин из Вятского художественного музея и краеведческих музеев Слободского и Яранска долгие годы были неизвестны публике

Проект, в прошлом году с успехом показанный в екатеринбургском Ельцин Центре, теперь принимает московский Музей русского импрессионизма. Экспозиция объединила более 100 картин ведущих русских мастеров первой половины ХХ века из Вятского художественного музея им. Васнецовых и краеведческих музеев Слободского и Яранска, которые долгие годы были абсолютно или почти неизвестны.

Среди представленных авторов — почти все «первые имена» русского авангарда, в том числе Варвара Бубнова, Борис Григорьев, Василий Кандинский, Иван Клюн, Елизавета Кругликова, Илья Машков, Любовь Попова, Александр Родченко, Ольга Розанова, Варвара Степанова и многие другие.

Вид выставки «Авангард: на телеге в XXI век». Фото: Музей русского импрессионизма
Вид выставки «Авангард: на телеге в XXI век».
Фото: Музей русского импрессионизма

Это произведения, которые волей советской власти, намеревавшейся просветить провинцию, отправились на выставочные гастроли по Вятской губернии (Кировской области). Из-за непогоды передвижная выставка застряла в маленьком городке, и картины были забыты почти на столетие. Андрей Сарабьянов и его сокуратор Анна Шакина, директор Вятского художественного музея, обнаружили их в музейных фондах несколько лет назад. Несмотря на то что произведения числились в гос­каталоге и были известны сотрудникам своего музея, для специалистов по русскому авангарду они стали открытием.

Вид выставки «Авангард: на телеге в XXI век». Фото: Музей русского импрессионизма
Вид выставки «Авангард: на телеге в XXI век».
Фото: Музей русского импрессионизма

Особенно интересны остатки Третьей передвижной выставки, организованной районным отделом Главмузея города Советска Вятской губернии в октябре 1921 года. В ней участвовало 322 произведения, привезенных из Вятки, Казани, Москвы и Петрограда. По замыслу устроителей, картины должны были проехать по семи городам губернии, однако после того, как работы привезли на телегах по разбитым дорогам в Яранск, выставка застряла там навечно, а экспонаты разошлись по разным собраниям. Основная часть оказалась в фондах местного музея — именно они составили ядро нынешней экспозиции.

В 1965 году 77 произведений были переданы из Яранска в Вятский художественный музей. Эта группа экспонатов также участвует в выставке, но, поскольку картины находились в крупном городе, историкам авангарда они были известны, в отличие от яранских находок, ставших абсолютным сюрпризом.

Василий Кандинский. «Акварель № 5». 1919. Из собрания Яранского краеведческого музея. Фото: Музей русского импрессионизма
Василий Кандинский. «Акварель № 5». 1919. Из собрания Яранского краеведческого музея.
Фото: Музей русского импрессионизма

Проект «Авангард. На телеге в ХХI век», возникший благодаря объединенным усилиям «Энциклопедии русского авангарда» и Ельцин Центра, представляет собой попытку воссоздать Третью передвижную выставку, а также две предыдущие, организованные Главмузеем в Советске.

Экспозиция дополнена хорошо известной коллекцией авангарда из Слободского — в этом городе Кировской области в ранние советские годы оказалось собрание с работами Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер. В 1919 году их привез художник Сергей Луппов для создания местного музея художественной культуры.

К некоторым произведениям изготовлены тактильные макеты. Фото: Музей русского импрессионизма
К некоторым произведениям изготовлены тактильные макеты.
Фото: Музей русского импрессионизма

«Авангард. На телеге в ХХI век» стала возможностью показать в Москве редкие произведения из фондов региональных музеев. Она продолжает серию выставок Музея русского импрессионизма о художниках-авангардистах и попыток воссоздать экспозиции русского искусства первой трети XX века. К московским гастролям проекта подготовлен расширенный каталог.  

Музей русского импрессионизма
«Авангард: на телеге в XXI век»
До 22 мая

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+