18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Суд отказал внучке Древина в возвращении картин деда

Александр Древин. «Беженка». 1916. Фрагмент. Фото: Wikimedia Commons
Александр Древин. «Беженка». 1916. Фрагмент.
Фото: Wikimedia Commons

Внучке художника отказали в части иска, касающейся просьбы «выдать картины», хранящиеся в Третьяковской галерее. Решение суда касается только интеллектуальных прав

Замоскворецкий районный суд Москвы 7 декабря прошлого года рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Древиной Екатерины Андреевны, внучки художника Александра Древина, к ФГБУ культуры «Всероссийское музейное объединение „Государственная Третьяковская галерея“», а также к Юдину Юрию Павловичу, «об установлении родственных отношений, об установлении факта принятия наследства, о признании права на исключительные права на произведения, права следования, о признании права собственности, обязании выдать картины».

Решение, опубликованное на сайте Мосгорсуда, гласит: «…установить факт родственных отношений между Древиной Екатериной Андреевной и ее дедушкой Древиным Александром Давидовичем, умершим 26.02.1938 года. Установить факт принятия наследства Древиной Екатериной Андреевной после смерти Древина Александра Давидовича, умершего 26.02.1938 года, через наследников Удальцову Надежду Андреевну, Древина Андрея Александровича, Стародубову Веронику Васильевну. Признать право Древиной Екатерины Андреевны на исключительные права на произведения, созданные Древиным Александром Давидовичем, права следования в отношении произведений, созданных Древиным Александром Давидовичем. В остальной части иска отказать».

Таким образом, суд подтвердил, что Екатерина Древина является наследницей интеллектуальных прав на произведения своего деда и имеет право на процентные отчисления от прибыли при перепродажах его работ. Произведения Александра Древина, скончавшегося в 1938 году, должны были бы уже освободиться от этого обременения, так как после смерти художника прошло более 70 лет. Однако он был репрессирован, поэтому 70 лет необходимо отчитывать с момента его реабилитации в 1957 году. При этом суд, по сути, постановил, что Третьяковская галерея не обязана возвращать внучке произведения деда.

Надежда Удальцова и Александр Древин с сыном Андреем. Фото: Архив Екатерины Древиной
Надежда Удальцова и Александр Древин с сыном Андреем.
Фото: Архив Екатерины Древиной

Наше издание обратилось за комментарием в Третьяковскую галерею, в пресс-службе которой нам ответили, что вся необходимая информация имеется на сайте суда.

Список работ, которые Древина требовала передать ей из музея, не опубликован. Есть предположение, что речь идет не о предметах из Музейного фонда РФ, а о нескольких произведениях, которые в 2010-х годах в Третьяковку принес коллекционер с целью экспертизы. По этой версии, их приняли на временное хранение, однако позже выяснилось, что они фигурируют в судебном иске из-за наследия Древина, поэтому их «заморозили» до выяснения всех обстоятельств.

За наследие Александра Древина и его супруги Надежды Удальцовой с 1990-х годов идет борьба. В постсоветский период ее участниками стали внучка Екатерина Андреевна Древина и ее невестка Екатерина Викторовна Древина (урожденная Васильева), вдова ее единственного сына. В 2010 году Екатерину Андреевну Древину, по ее словам, обманным путем отправляют в психиатрическую клинику, а работы исчезают из квартир, принадлежащих семье. Уголовное дело по этому поводу было возбуждено в 2012 году.

Среди пропавших произведений — «Пейзаж. Алтай» (1930) и «Косуля в снегах» (1931–1932). Другие работы из списка утраченных включают папку, где было около 50 гуашей, сделанных Удальцовой на Алтае, 30 рисунков Древина 1933–1935 годов из Армении и его «Портрет сына Андрея» (1926).

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+