18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Суд отказал внучке Древина в возвращении картин деда

Александр Древин. «Беженка». 1916. Фрагмент. Фото: Wikimedia Commons
Александр Древин. «Беженка». 1916. Фрагмент.
Фото: Wikimedia Commons

Внучке художника отказали в части иска, касающейся просьбы «выдать картины», хранящиеся в Третьяковской галерее. Решение суда касается только интеллектуальных прав

Замоскворецкий районный суд Москвы 7 декабря прошлого года рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Древиной Екатерины Андреевны, внучки художника Александра Древина, к ФГБУ культуры «Всероссийское музейное объединение „Государственная Третьяковская галерея“», а также к Юдину Юрию Павловичу, «об установлении родственных отношений, об установлении факта принятия наследства, о признании права на исключительные права на произведения, права следования, о признании права собственности, обязании выдать картины».

Решение, опубликованное на сайте Мосгорсуда, гласит: «…установить факт родственных отношений между Древиной Екатериной Андреевной и ее дедушкой Древиным Александром Давидовичем, умершим 26.02.1938 года. Установить факт принятия наследства Древиной Екатериной Андреевной после смерти Древина Александра Давидовича, умершего 26.02.1938 года, через наследников Удальцову Надежду Андреевну, Древина Андрея Александровича, Стародубову Веронику Васильевну. Признать право Древиной Екатерины Андреевны на исключительные права на произведения, созданные Древиным Александром Давидовичем, права следования в отношении произведений, созданных Древиным Александром Давидовичем. В остальной части иска отказать».

Таким образом, суд подтвердил, что Екатерина Древина является наследницей интеллектуальных прав на произведения своего деда и имеет право на процентные отчисления от прибыли при перепродажах его работ. Произведения Александра Древина, скончавшегося в 1938 году, должны были бы уже освободиться от этого обременения, так как после смерти художника прошло более 70 лет. Однако он был репрессирован, поэтому 70 лет необходимо отчитывать с момента его реабилитации в 1957 году. При этом суд, по сути, постановил, что Третьяковская галерея не обязана возвращать внучке произведения деда.

Надежда Удальцова и Александр Древин с сыном Андреем. Фото: Архив Екатерины Древиной
Надежда Удальцова и Александр Древин с сыном Андреем.
Фото: Архив Екатерины Древиной

Наше издание обратилось за комментарием в Третьяковскую галерею, в пресс-службе которой нам ответили, что вся необходимая информация имеется на сайте суда.

Список работ, которые Древина требовала передать ей из музея, не опубликован. Есть предположение, что речь идет не о предметах из Музейного фонда РФ, а о нескольких произведениях, которые в 2010-х годах в Третьяковку принес коллекционер с целью экспертизы. По этой версии, их приняли на временное хранение, однако позже выяснилось, что они фигурируют в судебном иске из-за наследия Древина, поэтому их «заморозили» до выяснения всех обстоятельств.

За наследие Александра Древина и его супруги Надежды Удальцовой с 1990-х годов идет борьба. В постсоветский период ее участниками стали внучка Екатерина Андреевна Древина и ее невестка Екатерина Викторовна Древина (урожденная Васильева), вдова ее единственного сына. В 2010 году Екатерину Андреевну Древину, по ее словам, обманным путем отправляют в психиатрическую клинику, а работы исчезают из квартир, принадлежащих семье. Уголовное дело по этому поводу было возбуждено в 2012 году.

Среди пропавших произведений — «Пейзаж. Алтай» (1930) и «Косуля в снегах» (1931–1932). Другие работы из списка утраченных включают папку, где было около 50 гуашей, сделанных Удальцовой на Алтае, 30 рисунков Древина 1933–1935 годов из Армении и его «Портрет сына Андрея» (1926).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Математику цвета и формы покажут в московской галерее Fine Art на персональной выставке Юрия Уляшева «Трэш-авангард»
18.04.2024
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+