18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Беспредметность Раны Бегум интерпретируется в первой монографии о художнице

Рана Бегум. «Настенный рисунок № 947». 2019. Фото: Royal Academy of Arts
Рана Бегум. «Настенный рисунок № 947». 2019.
Фото: Royal Academy of Arts
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Звезда современного абстрактного искусства своими инсталляциями и рисунками вынуждает арт-критиков задаться вопросом: это переиначенное старое или что-то совершенно новое? Ответы совпадают отнюдь не у всех, но очевидно, что авторов книги этот вопрос занимает всерьез

Эта книга появилась своевременно. В прошлом году Рана Бегум, родившаяся в Бангладеш и живущая в Лондоне, стала членом Королевской академии художеств. Недавно она показала новые большие работы, выполненные для культурного центра «Ванос Конст» в Швеции и Фолкстонской триеннале в английском графстве Кент. А в следующем году в Галерее Мида в британском Уорике откроется ее персональная выставка.

В начальной главе, рассказывая о работах Раны Бегум, Мария Линд отмечает, что, будь то скульптура, живопись или мебель, вместе их всегда связывает зритель. Он такой же неотъемлемый элемент произведений Бегум, как используемые ею материалы. Это автономная художественная практика, но существует и определенный контекст, который Линд прекрасно формулирует. Она считает, что Рана Бегум стоит вне большинства сегодняшних трендов и что ее абстрактные работы — это «изучение формы и материала, цвета и освещения». При этом Линд утверждает, что Бегум отнюдь не ортодоксальная минималистка и в целом дистанцируется от Дональда Джадда и других приверженцев направления. Со своими сериями Бегум работает быстро и свободно, ее предметы — «эксцентричные объекты», а не «специфические», как у Джадда.

Rana Begum: Space Light Colour / Sam Jacob, Lisa Le Feuvre, Maria Lind, Adnan Madani and Sarah Victoria Turner, with a foreword by Anne Barlow. Lund Humphries, 2021. 192 с. £39,99. На английском языке
Rana Begum: Space Light Colour / Sam Jacob, Lisa Le Feuvre, Maria Lind, Adnan Madani and Sarah Victoria Turner, with a foreword by Anne Barlow. Lund Humphries, 2021. 192 с. £39,99. На английском языке

Во второй главе, в беседе с Лизой Ле Февр, художница рассказывает о своем подходе «раскрытых объятий». Она готова делать мебель с неоновой подсветкой или скульп­туры из соломы с ультрафиолетовой подсветкой. Она восприимчива и благожелательна к новым стимулам. В этой главе большое внимание уделяется свету. Он разный на разных континентах, и мы начинаем понимать, что Бегум остро чувствует эту особенность.

Она, как считает Сэм Джейкоб, подобна архитектору, хотя и не во всем. Джейкоб с благоговением рассматривает визуальные повторы Бегум и с энтузиазмом сообщает нам о модульном принципе художницы, в результате применения которого бытовой предмет трансформируется в гео­метрическое целое.

Основой для работы Раны Бегум «№ 950» стала рыболовная сеть. Фото: Mohammed Chiba/Courtesy Jhaveri Contemporary
Основой для работы Раны Бегум «№ 950» стала рыболовная сеть.
Фото: Mohammed Chiba/Courtesy Jhaveri Contemporary

В книге «Рана Бегум: пространство свет цвет» на первый план выдвигается способность Бегум взывать к нашему самосознанию и гипервосприятию окружающего пространства. Темы из заглавия рассмотрены в статьях каждый раз под разным углом зрения. Но обнаруживаются и столкновения мнений. Так, если Линд считает, что художественная практика Бегум «зарождается внутри и из себя», то Аднан Мадани, похоже, опровергает подобные заявления. А что если, как он полагает, ее стиль — это просто более «мощный, живой модернизм»? Так или иначе, Бегум пользуется гибкими практиками, которые уклоняются от привычных классификаций. И возможно, внутри ее веселых разноцветных работ кроется провокация, которой нам давно не хватало.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+