18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Беспредметность Раны Бегум интерпретируется в первой монографии о художнице

Рана Бегум. «Настенный рисунок № 947». 2019. Фото: Royal Academy of Arts
Рана Бегум. «Настенный рисунок № 947». 2019.
Фото: Royal Academy of Arts
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Звезда современного абстрактного искусства своими инсталляциями и рисунками вынуждает арт-критиков задаться вопросом: это переиначенное старое или что-то совершенно новое? Ответы совпадают отнюдь не у всех, но очевидно, что авторов книги этот вопрос занимает всерьез

Эта книга появилась своевременно. В прошлом году Рана Бегум, родившаяся в Бангладеш и живущая в Лондоне, стала членом Королевской академии художеств. Недавно она показала новые большие работы, выполненные для культурного центра «Ванос Конст» в Швеции и Фолкстонской триеннале в английском графстве Кент. А в следующем году в Галерее Мида в британском Уорике откроется ее персональная выставка.

В начальной главе, рассказывая о работах Раны Бегум, Мария Линд отмечает, что, будь то скульптура, живопись или мебель, вместе их всегда связывает зритель. Он такой же неотъемлемый элемент произведений Бегум, как используемые ею материалы. Это автономная художественная практика, но существует и определенный контекст, который Линд прекрасно формулирует. Она считает, что Рана Бегум стоит вне большинства сегодняшних трендов и что ее абстрактные работы — это «изучение формы и материала, цвета и освещения». При этом Линд утверждает, что Бегум отнюдь не ортодоксальная минималистка и в целом дистанцируется от Дональда Джадда и других приверженцев направления. Со своими сериями Бегум работает быстро и свободно, ее предметы — «эксцентричные объекты», а не «специфические», как у Джадда.

Rana Begum: Space Light Colour / Sam Jacob, Lisa Le Feuvre, Maria Lind, Adnan Madani and Sarah Victoria Turner, with a foreword by Anne Barlow. Lund Humphries, 2021. 192 с. £39,99. На английском языке
Rana Begum: Space Light Colour / Sam Jacob, Lisa Le Feuvre, Maria Lind, Adnan Madani and Sarah Victoria Turner, with a foreword by Anne Barlow. Lund Humphries, 2021. 192 с. £39,99. На английском языке

Во второй главе, в беседе с Лизой Ле Февр, художница рассказывает о своем подходе «раскрытых объятий». Она готова делать мебель с неоновой подсветкой или скульп­туры из соломы с ультрафиолетовой подсветкой. Она восприимчива и благожелательна к новым стимулам. В этой главе большое внимание уделяется свету. Он разный на разных континентах, и мы начинаем понимать, что Бегум остро чувствует эту особенность.

Она, как считает Сэм Джейкоб, подобна архитектору, хотя и не во всем. Джейкоб с благоговением рассматривает визуальные повторы Бегум и с энтузиазмом сообщает нам о модульном принципе художницы, в результате применения которого бытовой предмет трансформируется в гео­метрическое целое.

Основой для работы Раны Бегум «№ 950» стала рыболовная сеть. Фото: Mohammed Chiba/Courtesy Jhaveri Contemporary
Основой для работы Раны Бегум «№ 950» стала рыболовная сеть.
Фото: Mohammed Chiba/Courtesy Jhaveri Contemporary

В книге «Рана Бегум: пространство свет цвет» на первый план выдвигается способность Бегум взывать к нашему самосознанию и гипервосприятию окружающего пространства. Темы из заглавия рассмотрены в статьях каждый раз под разным углом зрения. Но обнаруживаются и столкновения мнений. Так, если Линд считает, что художественная практика Бегум «зарождается внутри и из себя», то Аднан Мадани, похоже, опровергает подобные заявления. А что если, как он полагает, ее стиль — это просто более «мощный, живой модернизм»? Так или иначе, Бегум пользуется гибкими практиками, которые уклоняются от привычных классификаций. И возможно, внутри ее веселых разноцветных работ кроется провокация, которой нам давно не хватало.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подсчет оборота арт-рынка в России – дело почти невозможное. Однако мы опросили нескольких главных игроков рынка и сделали выводы, главный из которых вполне позитивный – внутренний рынок растет
27.12.2024
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+