18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Климатический кризис: культура погибнет вместе с человечеством

Инсталляции с лампами на солнечных батареях Роберта Монтгомери призывают беречь мир вокруг. Фото: Madisson Gallery
Инсталляции с лампами на солнечных батареях Роберта Монтгомери призывают беречь мир вокруг.
Фото: Madisson Gallery
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Результаты 26-й международной климатической конференции стали только маленьким шагом к преодолению кризиса. Мировое культурное сообщество может возглавить борьбу с изменением климата, несущим угрозу и материальному, и нематериальному наследию

В Глазго прошла 26-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС-26). Ее целью было адаптировать условия Парижского соглашения по снижению содержания парниковых газов в атмосфере и ограничению роста глобальной температуры, которое в 2015 году подписали 196 стран. Тот договор рассматривался как важная веха на пути к предотвращению климатического кризиса, но коллективное чувство ужаса с тех пор резко возросло. Недавний опрос 10 тыс. молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет по всему миру, проведенный британским Университетом Бата, показал, что 56% из них считают, что человечество обречено.

Результаты КС-26, состоявшейся в начале ноября, ее председатель, член британского кабинета министров Алок Шарма, назвал «хрупкой победой». В итоговом документе конференции ООН, как сообщает ТАСС, впервые в истории прописан призыв сократить использование угля, хотя и не отказаться от него. Кроме того, в Климатический пакт Глазго вошло предложение пересмотреть вклады отдельных государств в борьбу с изменением климата уже к концу 2022 года. Были достигнуты договоренности отдельных групп стран о защите лесов, сокращении выбросов метана и ускоренном внедрении зеленых технологий. Впрочем, эксперты считают, что принятые формулировки чересчур мягки, а борьба с климатическими изменениями ведется слишком медленно, чтобы быть успешной.

Материальное и культурное наследие человечества находится под угрозой из-за экологического бедствия, которое стало привычной частью жизни. Исторические здания и города, археологически значимые и священные места, целые культурные ландшафты подвергаются опасности вследствие штормов, наводнений, оползней и лесных пожаров. Еще опаснее то, что рост температуры и влажности вызывает разрушение каменной и кирпичной кладки и коррозию металла, ускоряет распространение грибка и насекомых.

Нематериальная культура подвергается неменьшему риску. Культуры, обычаи и языки исчезают в результате голода, массовой миграции и гражданских войн, которые, в свою очередь, нередко спровоцированы засухой и повышением уровня моря. Конфликты в Сирии и Судане, например, отчасти обусловлены «климатическими войнами», разжигаемыми миграцией из пострадавших от засухи регионов туда, где условия и так были напряженными.

В густонаселенных городских районах — скажем, Майами или Нью-Йорке — объекты культурного наследия подпадают под более эффективные, комплексные защитные стратегии. В изолированных районах, расположенных в уязвимых местах, проблемы могут быть куда серьезнее, а комплексные подходы требуют огромных ресурсов. Но и эти усилия окажутся сизифовыми, если не бороться с ухудшением климатических условий при помощи скоординированных действий всего человечества.

Тем не менее, согласно отчету ТАСС, формулировки насчет использования угля и ископаемого топлива претерпели по ходу КС-26 примечательную трансформацию. Изначально странам предлагалось «ускорить поэтапный отказ от угля и производных ископаемого топлива». Затем эта формулировка была смягчена до «поэтапно отказаться от энергии на основе неослабленного угля (сжигаемого на электростанциях, оснащенных появляющимися сейчас технологиями улавливания и захоронения углекислого газа. — TANR) и неэффективных субсидий ископаемого топлива». В самый последний момент Индия (с долей угля около 70% в ее энергобалансе) не без поддержки Китая (около 57%) настояла на дальнейшем смягчении формулировки — вместо «поэтапного отказа» появилось «поэтапное сокращение» использования угля. (В структуре энергобаланса России уголь занимает 12%, это третье место после газа и нефти.) Была добавлена оговорка про «адресную поддержку самых бедных и самых уязвимых» стран.

В нынешней ситуации нелегко определить ответственность культурного сектора или его руководителей, чья задача — защищать материальную и нематериальную культуру. Неспособность национальных правительств предложить убедительный план действий, трудности с достижением консенсуса в научном сообществе о взаимосвязи климатических причин и следствий, несогласованная работа отдельных институций — все это привело к тому, что действия, направленные на защиту культурного наследия от изменений климата, выглядят довольно хаотическими.

Существует множество экспертных и отраслевых организаций: ЮНЕСКО, Международный совет музеев, Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест, которые занимаются этими вопросами. Многие небольшие некоммерческие организации консультируют культурное сообщество по вопросам устойчивого развития. Но разрыв между риском для нашего коллективного наследия и масштабом и характером реакции общества, на которое возложена обязанность по его сохранению, остается огромным.

Понимая все это, художники изо всех сил стремились привлечь внимание к изменению климата и конференции КС-26. Например, американская художница Агнес Денес с помощью местных рыбаков установила в Венецианской лагуне флаг с надписью «Будущее хрупко, обращаться осторожно!». Известный своими экологическими акциями (такими как глыбы гренландского льда, оставленные таять у Тейт Модерн в Лондоне) Олафур Элиассон представил на конференции снятый вместе с активистом Куми Найду фильм о том, как миры искусства и активизма могут вместе помочь обуздать климатический кризис. Кроме того, Элиассон сотрудничал с шотландским художником и поэтом Робертом Монтгомери, чья световая инсталляция, показанная в Глазго, призывает «закончить угольный период, спасти рай и жить благодаря Солнцу». Она состояла из 1 тыс. ламп на солнечных батареях Little Sun (Элиассон разрабатывал проект «Маленькое солнце» в течение последних десяти лет, доставив 1,5 млн подобных ламп людям, живущим без электричества в Африке к югу от Сахары). В начале ноября художница Дженни Хольцер в течение нескольких ночей проецировала на фасад Тейт Модерн отрывки из речей климатических активистов, в том числе Греты Тунберг, чей текст гласил: «Если мы решим действовать сообща, наши возможности безграничны». 

Как высокая температура, дожди и ветер, наводнения и засухи разрушают памятники культурного наследия

Соборная мечеть в Шингетти, Мавритания

Мечеть в Шингетти. Фото: Wikipedia Commons
Мечеть в Шингетти.
Фото: Wikipedia Commons

Расположена в 70 км к востоку от города Атар на высоте 308 м над уровнем моря. Экстремальные температуры, опустынивание, солевое выветривание (кристаллизация в порах камня солей из почвенных растворов), внезапные наводнения, эрозия почвы — все это угрожает уникальной мечети XIII века, которая окружена наступающими на нее дюнами Западной Сахары. Песок заметает окружающий мечеть, ныне в значительной степени заброшенный, город.

Город Чан-Чан, Перу

Сооружения в городе Чан-Чан. Фото: Wikipedia Commons
Сооружения в городе Чан-Чан.
Фото: Wikipedia Commons

Город расположен в 560 км к северо-западу от Лимы на высоте 34 м над уровнем моря. Признанный шедевром древнего градостроения, Чан-Чан был столицей королевства Чимор, процветавшего в 850–1470 годах, когда он был величайшим в мире глинобитным поселением. Сейчас его глиняные сооружения постепенно превращаются в грязь. Столетиями в этой местности практически не выпадали осадки, зато теперь ежегодные бури становятся все сильнее.

Оркнейские острова, Великобритания

Оркнейские острова. Фото: Wikipedia Commons
Оркнейские острова.
Фото: Wikipedia Commons

Архипелаг на северо-востоке Шотландии состоит из более чем 70 островов, 20 из которых обитаемы. Здесь сосредоточены главные неолитические достопримечательности Европы, в том числе Скара-Брей, крупное и хорошо сохранившееся древнее поселение. Низкая береговая линия залива делает его очень уязвимым — один большой шторм может унести Скара-Брей в море. Рисками также являются ставшие более обильными дожди и усиление ветров.

Мрамор из Каррары, Италия

Каменоломни Каррары. Фото: Wikipedia Commons
Каменоломни Каррары.
Фото: Wikipedia Commons

Сорт мрамора из каменоломен Каррары, излюбленный скульпторами и архитекторами Европы на протяжении столетий, рискует рассыпаться везде, где оказывается на становящемся все более горячим солнце. Минеральные зерна и соли в камне расширяются и сжимаются с разной скоростью в результате теплового стресса. А периодов с резким повышением температуры прогнозируется все больше, особенно в Центральной Европе.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+