18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сергей Лимонов: «Мы часто начинали с весьма странных приобретений»

Коллекционер Сергей Лимонов. Фото: Архив Сергея Лимонова
Коллекционер Сергей Лимонов.
Фото: Архив Сергея Лимонова
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Представитель нового поколения коллекционеров современного искусства рассказал о том, каково собирать искусство в Санкт-Петербурге, где местные жители никогда не упустят возможности напомнить вам, что они живут в «городе-музее»

Если попросить жителя какой-нибудь из западных стран представить себе российского коллекционера, ему первым делом придет в голову либо злодей из бондианы, в окружении шедевров разрабатывающий хитроумный план по захвату мира, либо неотесанный олигарх-нувориш, скупающий футбольные клубы и суперъяхты, а заодно и художественные побрякушки на торгах ведущих аукционных домов. Гораздо объемнее и выразительнее образ Сергея Лимонова — сдержанного и скромно одетого человека, за которым постепенно закрепляется слава одного из самых вдумчивых и преданных своему делу коллекционеров искусства в Санкт-Петербурге.

При советском режиме с его жесткой институциализацией изобразительного искусства места для коллекционеров и меценатов практически не оставалось. Лимонов считает, что из-за этого коллекционерам постперестроечной эпохи пришлось начинать практически с нуля. «В Советском Союзе не существовало настоящей традиции коллекционирования, поэтому российские коллекционеры как дети. Более того, это приютские дети, лишенные родителей, которые могли бы сориентировать и направить их», — рассуждает он, сидя в ресторане на крыше в центре Санкт-Петербурга.

Иван Горшков. Без названия. Из серии коллажей на композите. 2019. Фото: Marina Gisich Gallery
Иван Горшков. Без названия. Из серии коллажей на композите. 2019.
Фото: Marina Gisich Gallery

Сергей Лимонов признает, что кривая обучения нового поколения российских коллекционеров напоминает, скорее, крутой подъем с колдобинами на пути. «Коллекционеры разрабатывают стратегии коллекционирования на ощупь. Они начинали попросту со своих личных вкусов: что им нравится, а что нет. Потом стали действовать более методично, много читать, стали более эрудированными и подкованными. Тем не менее я вижу по самому себе и по моим коллегам, что мы часто начинали с весьма странных приобретений».

Очень важную роль в развитии этого нового поколения российских коллекционеров сыграли экономические факторы. В хаосе 1990-х, эпохи «первоначального накопления капитала», как ее называет Лимонов, используя известную формулировку Карла Маркса, коллекционирование было вотчиной немногих счастливчиков. В следующие десятилетия сформировалось нечто наподобие среднего класса, благодаря чему на рынок смогли выйти и более скромные коллекционеры.

«Став более обеспеченным, этот класс осознал, что ему не нужен четвертый черный джип или очередная поездка на дорогой курорт, все это набивает оскомину. Зачем открывать третий ресторан? Или обслуживать трехсотого клиента? Чувство новизны постепенно теряется, и вы начинаете искать чего-то другого. Думаю, Россия сейчас стоит на пороге настоящего развития арт-рынка и коллекционирования».

Вадим Михайлов. «Череп». 2020. Фото: Архив Сергея Лимонова
Вадим Михайлов. «Череп». 2020.
Фото: Архив Сергея Лимонова

Предпочтения и принципы Лимонова отчетливо прослеживаются в его коллекции. Пожалуй, ярче всего их иллюстрируют первая работа, которую он мне показывает, — «Место для чучела» Леонида Цхэ (р. 1983), тревожная размытая фигуративная композиция на грани примитивизма, — и другие художники, которых он называет, в том числе Нестор Энгельке (р. 1983) и Александр Цикаришвили (р. 1983). «Я стараюсь коллекционировать жесткое искусство, способное поначалу вызвать отторжение, которое нужно преодолеть, чтобы искусство вытолкнуло вас на новый уровень. Это и есть настоящий катарсис и радость от произведения».

Это стремление к выбору, требующему преодоления от него самого, очевидно и в главных принципах Лимонова: он не приобретает произведения известных мертвых художников («слишком просто»); любит абстрактные работы, не ограничивающие его восприятие реакцией на сюжеты и персонажей, изображенных слишком прямолинейно и буквально; он уверен, что настоящий коллекционер покупает большие инсталляции, которые невозможно повесить на стену в гостиной в тон коврам и занавескам.

Нестор Энгельке. Из серии «Деревянный рай». 2019. Фото: Архив Сергея Лимонова
Нестор Энгельке. Из серии «Деревянный рай». 2019.
Фото: Архив Сергея Лимонова

Что до последнего принципа, то его лучше всего иллюстрирует интерес Лимонова к работам группы «Север-7» — объединения художников, которые создают громоздкие иммерсивные инсталляции, балансирующие на грани хаоса из-за обилия включенных в них меньших по размеру разнородных работ, настойчиво требующих изучения. Лимонов считает, что эти требовательные произведения заставляют зрителей развиваться, черпая уже из своего собственного творческого потенциала, что полностью соответствует его подходу к коллекционированию. «Если вам нужно найти выход вашим творческим порывам, что вы будете делать? — спрашивает он. — Вы толком не владеете живописными техниками; стихи, которые вы пишете, недостаточно хороши; вы не способны снять фильм. При этом коллекционирование само по себе позволяет реализовать этот потенциал — творческим актом становится процесс выбора». 

Впервые текст опубликован на английском языке в № 36 журнала Russian Art Focus.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+