18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Так почему погиб Цой?

Первый зал выставки — «Таймлайн». Фото: Planet9
Первый зал выставки — «Таймлайн».
Фото: Planet9

В московском Манеже проходит огромная выставка «Виктор Цой. Путь героя», где вещи, рисунки и картины музыканта соединены с эффектными инсталляциями, созданными специально для проекта по мотивам его жизни

Несколькими днями раньше, на открытии для прессы, где присутствовали зарубежные гости, в том числе и подружка всех питерских рокеров Джоанна Стингрей (она, кстати, замечательно выглядит: похудела, похорошела, обрела стиль), в ознаменование начала проекта об пол разбили тарелку — как на свадьбе (или в начале съемок). Наверное, разбить об стену бутылку шампанского — как при спуске на воду судна — помешали соображения безопасности. Но случайности неслучайны: даже не знаешь, чего в байопике, как называют проект сами организаторы, больше — от корабля или от свадьбы.

Официальная история гласит, что в 2019 году автор идеи Агния Стерлигова слушала, как Александр Кармаев со старшей дочерью исполняют песню «Кукушка» группы «Кино», из этого и родилась мысль сделать проект о Викторе Цое, чья музыка объединяет как минимум три поколения. Почему бы не отметить его грядущий в 2022 году 60-летний юбилей большой выставкой?

Зал «Фонотека». Фото: Planet9
Зал «Фонотека».
Фото: Planet9

Александр Кармаев — журналист и PR-стратег, работал вице-президентом Mail.ru Group, в агентствах SPN Ogilvy и «Михайлов и партнеры». Последние годы он управляющий партнер в архитектурном бюро Planet9, его супруга и компаньон по бизнесу Агния Стерлигова — один из самых заметных молодых русских архитекторов. У Агнии в биографии — красный диплом МАРХИ, работа в Италии, затем в московском бюро Speech, оформление российского павильона на XIII Венецианской архитектурной биеннале и экспозиционный дизайн десятков музейных выставок в России, включая Дюрера в Историческом музее, а также проект экспозиции недавно открывшегося Музея криптографии. Так что Planet9 — заметный, если не лучший игрок в области музейного проектирования. Что будет, если амбициозный архитектор соединит силы с не менее амбициозным пиарщиком? Получится выставка-байопик о герое нашего времени.

Зал «Игла». Фото: Planet9
Зал «Игла».
Фото: Planet9

За три года Агния Стерлигова и Александр Кармаев свернули горы, они объединили всех родственников певца: его отца Роберта Максимовича, сына Александра и последнюю гражданскую жену Наталью Разлогову. Их воодушевление помогало открывать любые двери, отыскивать на чердаках и антресолях ящики с личными вещами Цоя, его архивные записи и рисунки. Автором концепции стал журналист Дмитрий Мишенин, который знает о Цое и группе «Кино» все: названия композиций, даты выступлений и сотни других подробностей. Во Франции откликнулся Жоэль Бастенэр — французский дипломат и писатель, который в 1980-е организовывал гастроли русских рокеров в Европе. Из США помощь оказывала Джоанна Стингрей. В проект включился Рашид Нугманов, режиссер фильма «Игла», где Цой сыграл главную роль. Были записаны десятки интервью с друзьями и соратниками, собраны воедино сотни предметов, имевших отношение к Цою. На выставке есть даже кассета, которую певец слушал в момент гибели. Отдельный зал отвели его графическим и живописным работам — эту часть выставки курировал центр РОСИЗО под руководством Ольги Галактионовой. Наконец, в жесточайшей борьбе с 12 тыс. других претендентов идея выиграла грант Президентского фонда культурных инициатив — 37 млн руб. По словам Александра Кармаева, это составило меньше половины бюджета выставки. То есть всего проект стоит в районе $1 млн. Цена билетов — от 600 руб. в будни для льготных категорий и до 1600 руб. за полный в выходные. Но, в общем, если вы фанат Цоя, то никаких денег не жалко. Развернутая на 3 тыс. м2 экспозиция сделана по высочайшим музейным стандартам, она впечатляет как своей зрелищностью, так и подлинностью экспонатов. Эмоционально окрашенные залы (представляющие собой тотальную инсталляцию — например, «Планетарий» отсылает к композиции «Звезда по имени Солнце». При этом светило символизирует самого Цоя, а планеты вокруг — его близких) чередуются с пространствами, насыщенными фактическим материалом: впервые после смерти музыканта в одном пространстве собраны три его гитары, а также документы, письма поклонников, костюмы, оригинальный сценарий «Иглы» с пометками. Колоссальное количество труда вложено в звуковой ряд: при входе вам выдают наушники и музыка сопровождает вас на протяжении всего пути. В финале, в последнем зале, вы сделаете селфи, отразившись в огромном зеркале (вся выставка очень инстаграмна), и «сердце успокаивается» в большом музейном магазине, где можно купить майки, диски, украшения, графику и много чего еще.

Зал «Планетарий». Фото: Planet9
Зал «Планетарий».
Фото: Planet9

В общем, выставка на пять с плюсом, настоящее шоу, событие-блокбастер. И все было бы хорошо, если бы… Но, вы знаете, Цой — он ведь не Фредди Меркьюри, Дэвид Боуи, он даже не Градский с голосом в три октавы. Цой — классный парень, создавший отличный кинообраз рыцаря без страха и упрека, талантливый поэт, неумелый и наивный… Назвать его художником можно с прищуром, через запятую с другими такими же художниками Питера тех времен. Он был яркой личностью, но не новым мессией.

Принципиальным моментом для организаторов было то, что Цой погиб, будучи на пороге мирового успеха. В 1990 году «Иглу» показали на фестивале Sundance, уже был подписан контракт на производство американо-русско-японского фильма «Цитадель смерти» в стиле киберпанк с Цоем в главной роли. Там, кстати, планировались выпуск диска и гастроли. Всего этого не случилось, потому что Виктора не стало в 28 лет. Но вообще-то Цой — это не история про успех, это про социальный протест и новую искренность.

Зал «Стиль». Фото: Planet9
Зал «Стиль».
Фото: Planet9

После выставки начинаешь думать: может, его смерть была символичной, что он не хотел бы превращаться в попсового идола, не попадать в положение, когда не контролируешь ситуацию? Судя по его телеинтервью, он был если не скромным, то адекватным человеком, о своей популярности на родине говорил, что просто попал в ритм времени, внимание журналистов его утомляло. Он и пел о том же:

…телефон звонил, хотел, чтобы я встал.

Оделся и пошел, а точнее, побежал,

Но только я его послал.

Сказал, что болен и устал, и эту ночь не спал.

По стечению обстоятельств параллельно выставке в Манеже работает выставка арт-группы «Чемпионы мира» в Московском музее современного искусства на Гоголевском, 10. Она о том же времени и поколении художников, что и Цой. Но если та выставка, имея в разы меньший бюджет, отразила дух поздних 1980-х, то «Путь героя» в большей степени памятник нашим дням, со всей их эстетикой имперской мощи и размаха, жаждой успеха и суетным поиском героя.

«Виктор Цой. Путь героя»
Центральный Манеж, Москва
До 15 апреля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+