18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Италия намерена перераспределить свои коллекции в пользу региональных музеев

Предметы из запасников Musei Reali di Torino. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Сulture
Предметы из запасников Musei Reali di Torino.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Сulture

Из запасников ведущих итальянских музеев в регионы могут отправиться несколько тысяч работ. Первая партия составила сотню произведений, многие из которых вернутся на свои исторические места

Италия стряхнет пыль с 100 картин, скульптур и археологических артефактов, спрятанных в музейных запасниках, и распределит их по своей территории более равномерно, передав во временное пользование региональным институциям.

В рамках проекта, получившего название “100 opere tornano a casa” («100 произведений возвращаются домой»), работы из 14 самых престижных государственных музеев Италии — в том числе из флорентийской Галереи Уффици, миланской Пинакотеки Брера и неапольского Национального археологического музея — вскоре пополнят коллекции менее известных государственных музеев.

Задача заключается в том, чтобы заново познакомить публику с давно забытыми художественными сокровищами, многие из которых исторически связаны с регионами, в которые их отправят. «В настоящий момент экспонируются всего лишь 10% наследия Италии, — рассказал The Art Newspaper представитель министра культуры Италии Дарио Франческини. — Мы немного расширяем свои малые музеи и параллельно привлекаем в них больше посетителей».

Проект стартовал 12 декабря, когда два пейзажа барочного живописца Сальватора Розы (1615–1673) перевезли из римской Национальной галереи старинного искусства в Национальный музей в Матере. На следующий день шесть картин художников XVI и XVII века, в том числе Джованни Бальоне и Кристофоро Ронкалли, отправили из миланской Пинакотеки Брера в Национальную галерею Марке в Урбино и в Палаццо Альтьери в Орьоло-Романо.

Пейзаж Сальватора Розы передали Национальному музею в Матере. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture
Пейзаж Сальватора Розы передали Национальному музею в Матере.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture

Всего за конец 2021 — начало 2022 года перевезли 36 работ. Параллельно представители министерства и руководители музеев согласовывали список произведений для второй партии, транспортировка которой состоится весной.

Проект находился в разработке с 2015 года, когда министерство и музеи начали составлять базу данных, в которую вошли 3652 работы из 90 государственных институций, признанные пригодными для перемещения. Министерство выделило €1 млн на реставрацию приблизительно 100 произведений, оплату транспортировки и реорганизацию экспозиций, которая позволит встроить перевезенные работы.

По данным министерства, на сегодняшний день в государственных музеях Италии экспонируются около 480 тыс. произведений, в то время как еще 4,5 млн находятся в запасниках. Представитель министерства рассказывает, что в дальнейшем инициатива по перераспределению фондов может распространиться на тысячи работ.

«Гладиатор, убивающий льва» переедет на виллу Джустиниани в Бассано-Романо. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture
«Гладиатор, убивающий льва» переедет на виллу Джустиниани в Бассано-Романо.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture

Многие из первой сотни произведений вернутся в регионы, где они когда-то украшали богатые виллы или церкви. Скульптурную группу «Гладиатор, убивающий льва» — включающую римский торс Мирты, который Музей Гетти вернул Италии в 1999 году, и голову льва, обнаруженную карабинерами в 2016 году, — перевезут из археологического парка города Остия-Антика на виллу Джустиниани в Бассано-Романо, где она когда-то украшала пруд.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+