18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Италия намерена перераспределить свои коллекции в пользу региональных музеев

Предметы из запасников Musei Reali di Torino. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Сulture
Предметы из запасников Musei Reali di Torino.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Сulture

Из запасников ведущих итальянских музеев в регионы могут отправиться несколько тысяч работ. Первая партия составила сотню произведений, многие из которых вернутся на свои исторические места

Италия стряхнет пыль с 100 картин, скульптур и археологических артефактов, спрятанных в музейных запасниках, и распределит их по своей территории более равномерно, передав во временное пользование региональным институциям.

В рамках проекта, получившего название “100 opere tornano a casa” («100 произведений возвращаются домой»), работы из 14 самых престижных государственных музеев Италии — в том числе из флорентийской Галереи Уффици, миланской Пинакотеки Брера и неапольского Национального археологического музея — вскоре пополнят коллекции менее известных государственных музеев.

Задача заключается в том, чтобы заново познакомить публику с давно забытыми художественными сокровищами, многие из которых исторически связаны с регионами, в которые их отправят. «В настоящий момент экспонируются всего лишь 10% наследия Италии, — рассказал The Art Newspaper представитель министра культуры Италии Дарио Франческини. — Мы немного расширяем свои малые музеи и параллельно привлекаем в них больше посетителей».

Проект стартовал 12 декабря, когда два пейзажа барочного живописца Сальватора Розы (1615–1673) перевезли из римской Национальной галереи старинного искусства в Национальный музей в Матере. На следующий день шесть картин художников XVI и XVII века, в том числе Джованни Бальоне и Кристофоро Ронкалли, отправили из миланской Пинакотеки Брера в Национальную галерею Марке в Урбино и в Палаццо Альтьери в Орьоло-Романо.

Пейзаж Сальватора Розы передали Национальному музею в Матере. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture
Пейзаж Сальватора Розы передали Национальному музею в Матере.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture

Всего за конец 2021 — начало 2022 года перевезли 36 работ. Параллельно представители министерства и руководители музеев согласовывали список произведений для второй партии, транспортировка которой состоится весной.

Проект находился в разработке с 2015 года, когда министерство и музеи начали составлять базу данных, в которую вошли 3652 работы из 90 государственных институций, признанные пригодными для перемещения. Министерство выделило €1 млн на реставрацию приблизительно 100 произведений, оплату транспортировки и реорганизацию экспозиций, которая позволит встроить перевезенные работы.

По данным министерства, на сегодняшний день в государственных музеях Италии экспонируются около 480 тыс. произведений, в то время как еще 4,5 млн находятся в запасниках. Представитель министерства рассказывает, что в дальнейшем инициатива по перераспределению фондов может распространиться на тысячи работ.

«Гладиатор, убивающий льва» переедет на виллу Джустиниани в Бассано-Романо. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture
«Гладиатор, убивающий льва» переедет на виллу Джустиниани в Бассано-Романо.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture

Многие из первой сотни произведений вернутся в регионы, где они когда-то украшали богатые виллы или церкви. Скульптурную группу «Гладиатор, убивающий льва» — включающую римский торс Мирты, который Музей Гетти вернул Италии в 1999 году, и голову льва, обнаруженную карабинерами в 2016 году, — перевезут из археологического парка города Остия-Антика на виллу Джустиниани в Бассано-Романо, где она когда-то украшала пруд.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+