18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почему ретроспектива Джаспера Джонса в Музее Уитни стала неудачей?

Джаспер Джонс. «Три флага». 1958. Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), NY
Джаспер Джонс. «Три флага». 1958.
Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), NY
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

У 91-летнего художника давно не было больших выставок. Для ретроспективы «Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало» в Музее американского искусства Уитни собрали почти 250 произведений. Критики считают, что такое огромное количество работ мешает их восприятию

«Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало» — заслуженная ретроспектива 91-летнего художника в нью-йоркском Музее американского искусства Уитни, представляющая почти 250 произведений. Сама по себе идея ретроспективы прекрасна, у Джонса в США их не было более 20 лет, проблема в том, что выставка в Уитни — предельно беспомощное нагромождение однообразия. В результате после выставки посетители испытывают к художнику меньше симпатии, чем до нее.

«Мишень с четырьмя лицами» (1955), «Три флага» (1958) и «Карта» (1961) Джаспера Джонса обладают захватывающей, хоть и причудливой красотой, холодной и отчужденной, но густой, как глазурь на торте. Они вполне заслуженно упоминаются во всех курсах истории послевоенного американского искусства. Джонс гениально сочетал энкаустику и коллаж, создавая поверхности, заставляющие всматриваться внимательнее.

Джаспер Джонс. 1964. Фото: Ugo Mulas Heirs
Джаспер Джонс. 1964.
Фото: Ugo Mulas Heirs

«Белый флаг» (1955) попросту великолепен. Это контрапункт к каплям Джексона Поллока и ударам Виллема де Кунинга. Для создания своих произведений Джонс использует флаги, цифры и карты.

Джонс смешивает краску с газетными обрывками, что не только придает ей особую текстуру, но и добавляет в картину кусочки иллюстраций и слов.

Будучи южанином, он был в достаточной степени аутсайдером. Будучи геем, он никогда особо об этом не распространялся. Говорят, что «Мишень с четырьмя лицами» отсылает к вынужденной скрытности геев в 1950-е. Находясь в положении мишени, они выбирали невидимость.

В 1954 году Джонс сжег все свои юношеские работы. Ему приснился американский флаг, и, как сообщается на выставке в Уитни, именно так родилась легенда. Последовало несколько фантастических лет, но где-то в начале 1960-х они сменились периодом узкого видения. Банки растворимого кофе, пивные банки, флаги, карты, цифры в разных техниках, а позднее человечки и скелеты — большинство мотивов повторяется снова и снова.

Джаспер Джонс. «Раскрашенная бронза». 1960. Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), New York
Джаспер Джонс. «Раскрашенная бронза». 1960.
Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), New York

Несмотря на то что ретроспектива в целом получилась очень скучной, в ней есть внезапные проблески пронзительной красоты, неизменно темной или серой. «Ночной водитель» (1960), пастель с углем и коллажем, остановила и захватила мое внимание.

Я очень люблю Музей Уитни и восхищаюсь его директором и кураторами, но «Сознание/Зеркало» должно быть выставкой максимум из полутора сотен экспонатов. Ее уже и так расширяет и дополняет каталог, который мне очень понравился. Думаю, это будет одна из ключевых книг о Джонсе.

Музей американского искусства Уитни
«Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало»
До 13 февраля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+