Деяния кураторов: 12 бесед о профессии, собранные воедино в книге Терри Смита

Художники Джованни Ансельмо, Яннис Кунеллис, Алигьеро Боэтти. Фото: Shunk-Kender, © Roy Lichtenstein
Художники Джованни Ансельмо, Яннис Кунеллис, Алигьеро Боэтти.
Фото: Shunk-Kender, © Roy Lichtenstein
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Фигура куратора международных художественных проектов сегодня, возможно, уже не выглядит столь могущественной, как прежде, но остается влиятельной. Выявлению позиций людей из этого узкого круга посвящены «Беседы с кураторами»

За последние несколько лет шум вокруг профессии куратора поутих, но книжные полки все еще регулярно пополняются новой литературой — от исторических исследований (упомянем, например, труд Пола О’Нила «Культура кураторства и кураторство культур(ы)») до современных теорий алгоритмов выбора (здесь можно назвать книгу Майкла Баскара «Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка»). Недавно издательство «Ад Маргинем Пресс» перевело и выпустило новую книгу Терри Смита «Беседы с кураторами». Этот автор, художник и сам куратор, уже знаком российскому читателю по изданию 2012 года «Осмысляя современное кураторство». Смит определяет кураторскую практику как возможность «артикулировать свое понимание современности», поэтому вопросы о художественных контекстах и методах создания выставок оказываются в центре внимания обоих этих исследований. Но на сей раз автор предпочитает монографическому формату ситуацию диалога. В качестве собеседников он выбрал экспертов из Европы, США, Латинской Америки и Азии, представляющих во многом противоположные подходы к кураторству.

Терри Смит. «Беседы с кураторами» / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2021. 312 с.
Терри Смит. «Беседы с кураторами» / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2021. 312 с.

Книга открывается предисловием Бориса Гройса к русскому изданию. Основная же ее часть — это 12 бесед с наиболее влиятельными кураторами современности, как с недавно ушедшими директором Дома искусства в Мюнхене Оквуи Энвезором и директором Фонда Prada Джермано Челантом, так и с ныне действующими — директором 14-й Стамбульской биеннале Каролин Христов-Бакарджиев, директором международных проектов лондонской галереи Serpentine Хансом Ульрихом Обристом, а также директором Кунстхалле Тенста в Стокгольме Марией Линд. Для удобства читателя каждая беседа членится смысловыми маркерами — заголовками, передающими, иногда не без юмора, суть того или иного пассажа. Например, отвечая на вопрос Смита о мире визуального искусства во Вьетнаме, Зоя Батт, куратор платформы San Art в Хошимине, делится впечатлениями о посещении местного музея изобразительных искусств, живо описывая то «армию плесени» на поверхности картин, то «покой и тишину» второго этажа музея. Этот отрывок Смит озаглавил «Тишина плесени».

Правда, веселых или курьезных историй в книге совсем немного, в основном она пестрит узкоспециализированной лексикой и сугубо кураторской проблематикой. Размышления директора Moderna galerija в Любляне Зденки Бадовинец, куратора отдела искусств Латинской Америки имени Вортама в Музее изящных искусств в Хьюстоне Мари Кармен Рамирес, главного куратора Художественного музея Мори в Токио Мами Катаоки фокусируются вокруг анализа собственных локальных контекстов — бывшей Югославии, Латинской Америки, Японии и Дальневосточного региона. В отличие от них, западные кураторы — Клэр Бишоп, Борис Гройс, Джермано Челант — рассуждают о преодолении и непреодолении модернизма, опасностях музеефикации и эффекте Зеемана. Вообще, знаменитая выставка Харальда Зеемана 1969 года «Когда отношения становятся формой», а также ее повторения — сначала бывшим заместителем директора Еврейского музея в Нью-Йорке Йенсом Хоффманом в 2012 году, затем Джермано Челантом в 2013-м — оказываются точками соприкосновения многих бесед Смита, потому что именно после этой выставки появилась сама профессия независимого куратора.

Легендарная выставка «Когда отношения становятся формой» под кураторством Харальда Зеемана. 1969. Фото: Balthasar Burkhard © J. Paul Getty Trust. Courtesy Getty Research Institute, Los Angeles
Легендарная выставка «Когда отношения становятся формой» под кураторством Харальда Зеемана. 1969.
Фото: Balthasar Burkhard © J. Paul Getty Trust. Courtesy Getty Research Institute, Los Angeles

Книга историзирует текущие процессы в глобальном мире современного искусства, но ограничивается рамками интересов ее автора. В частности, она содержит беседы с кураторами почти из всех регионов планеты, кроме постсоветского пространства. При этом размышления исследователя остаются в постколониальном дискурсе — хотя бы потому, что в них часто используется язык, который приписывает каждому игроку определенное место в иерархии. Терри Смит в беседах то и дело оперирует разделительными понятиями центра и периферии, локального и глобального, Востока и Запада. Постоянно подчеркивая необходимость расширения границ кураторского мышления, он тем не менее придерживается установленного порядка вещей.

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+