18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Городок витражей» расположится в здании средневековой больницы

Фрагмент витража Жака Ле Шевалье 1937 года. Фото: Cité du Vitrail
Фрагмент витража Жака Ле Шевалье 1937 года.
Фото: Cité du Vitrail
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Французский город Труа издавна считается одним из важнейших центров витражного ремесла. Своеобразный музей, посвященный истории этого искусства, откроется здесь весной 2022 года — в доме, который ценен и сам по себе

Расположенный на северо-востоке Франции департамент Об, в церквях которого находится более тысячи старинных витражей, по праву считается столицей этого традиционного ремесла. Еще в 2011 году местная администрация учредила в средневековом городе Труа первый в стране культурный центр, знакомящий с историей отрасли. Уже скоро, весной 2022 года, будет официально открыт «Городок витражей», а этой осенью состоялся предварительный показ отреставрированного здания, в котором он должен разместиться.

Особняк Дьё-ле-Конт в Труа. Фото: Cité du Vitrail/Sylvain Bordier
Особняк Дьё-ле-Конт в Труа.
Фото: Cité du Vitrail/Sylvain Bordier

Особняк Дьё-ле-Конт, бывшая больница, основанная в XII веке графом Шампанским Анри I, входит в список исторических памятников Франции. В 1990 году здание в форме подковы приобрела администрация департамента Об, и позднее в восточном крыле расположился филиал Реймсского университета. «Городок витражей» займет пространство общей площадью 3 тыс. кв. м в западном крыле, в том числе часовню, реставрация которой обошлась в €1 млн. Общий бюджет проекта составил €15 млн; он практически полностью финансируется из казны департамента.

С началом работ выяснилось, как вспоминает куратор Анн-Клер Гарб, что «состояние часовни куда хуже, чем мы ожидали». По ее словам, «краска кусками отваливалась от потолка; часть реставрационных работ пришлось вести на высоте 10 м от пола, иногда вниз головой». При восстановлении фресок специалисты использовали губки, ушные палочки и связующее вещество из морских водорослей. Для улучшения изоляции ромбовидные стеклянные окна времен Второй мировой войны заменили прямоугольными панелями с тройным остеклением. Искусствоведы сейчас изучают изображения ангелов на потолке и фигуры-обманки на стенах, чтобы определить, созданы ли они одним художником или разными. На реставрацию дубовой лестницы, в том числе установку перил и укрепление ступеней, ушло полгода. Вместе с установленным в здании лифтом она будет обеспечивать доступ публики на все шесть этажей.

Реставраторы восстанавливают потолочные фрески в часовне, где будет размещаться «Городок витражей». Фото: Cité du Vitrail
Реставраторы восстанавливают потолочные фрески в часовне, где будет размещаться «Городок витражей».
Фото: Cité du Vitrail

Юго-западный фасад украшают 11-метровые солнечные часы, приписываемые мастеру XVIII века Жан-Батисту Людо. На их циферблате обновили гравировку, а чуть смещенный металлический гномон переустановили, чтобы солнечный свет падал под идеальным углом. Работами руководит Жером Боннен, признанный специалист в области гномоники.

В 2018 году в нижней часовне, где вскоре расположится исследовательский центр, обнаружили отверстие в стене для подброшенных младенцев. «Нам было теоретически известно о его существовании, но конкретные сведения отсутствовали, — рассказывает Гарб. — Мы думали, что оно утрачено, а оказалось, что просто скрыто под изоляционным покрытием». Со стороны фасада видны остатки надписи с буквами “ENFA”, началом слова enfant — «ребенок».

В коллекцию входит фрагмент витража мастерской Симон-Марк в Реймсе. Фото: Cité du Vitrail
В коллекцию входит фрагмент витража мастерской Симон-Марк в Реймсе.
Фото: Cité du Vitrail

Второй этаж отдан под временные выставки и постоянную экспозицию, куда вошло 50 витражей, а также фрагменты стекла, картины, скульптуры и произведения на бумаге из коллекции, хранящейся в архивах департамента Об и насчитывающей около 750 объектов.

Самым старым (и наименьшим по размеру) экспонатом из тех, что покажут будущей весной, станет трехсантиметровый фрагмент витража VII века, взятый на время из археологического музея Руана. Самым крупным — витраж работы Луи Штейнгейля, Шарля Лепрево и Альбера-Луи Бонно, продемонстрированный на Всемирной выставке 1878 года (он прибудет из парижского Городка архитектуры). А самый новый экспонат, изготовленный в витражной мастерской «Мануфактура Венсан-Пети» по эскизу художницы Фабьенн Вердье, уже сейчас установлен в окулюс часовни.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+