Казанский собор помолодел на два столетия и обрел иммунитет к влияниям извне

Казанский собор. Фото: Станислав Тихомиров/ТАСС
Казанский собор.
Фото: Станислав Тихомиров/ТАСС
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Близится к завершению реставрация фасадов знаменитого петербургского храма, которые существенно страдали от агрессивных факторов городской среды. В ходе работ подрядчик предпочел руководствоваться мнением экспертов, а не градозащитников

В скором времени окончится реставрация последнего, южного фасада Казанского собора. Этот значимый многолетний проект потребовал серьезных научных исследований и сложного поиска надежных способов защиты натурального камня от воздействия агрессивной окружающей среды в центре современного мегаполиса.

Программа по спасению разрушающихся фасадов Казанского собора стартовала еще в 2011 году по заказу Министерства культуры РФ. Тогда по методике института «Спецпроектреставрация» были выполнены работы на западном и северном фасадах, а также на северном портике. В 2015 году, согласно программе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), провели реставрацию восточной и западной колоннад с проездными арками северного фасада.

Затем на протяжении 2016–2017 годов, прежде чем перейти к следующему этапу, технологи и проектировщики наблюдали, как поведет себя в заданных обстоятельствах нанесенный защитный слой. Покрытие тонким слоем так называемой известковой накрывки показало положительный результат.

После наблюдений специалисты приступили к восточному фасаду, где в числе прочего был отреставрирован расположенный над апсидой барельеф из известняка на библейский сюжет «Вход Господень в Иерусалим» скульптора Жан-Доминика Рашетта. Завершающим этапом стала реставрация южного фасада.

Процесс реставрации. Фото: Наталья Шкуренок
Процесс реставрации.
Фото: Наталья Шкуренок

Проблема сохранения фасадов Казанского собора возникла практически с момента его постройки, более 200 лет назад. Пудостский (устаревшее — пудожский) камень, которым облицован собор и из которого вырублены его колонны, имеет крупнозернистую и пористую структуру; под влиянием солнца и ветра он быстро буреет и крошится. Это еще в начале строительства отметил архитектор Андрей Воронихин (1759–1814), и тогда же им было принято решение затереть всю поверхность камня тонким слоем рижского алебастра. А чтобы избежать появления на поверхности пятен разных оттенков, фасад окрасили известковой краской под основной цвет натурального камня.

В середине XX века под руководством архитектора Александра Гессена проводились научно-исследовательские работы для уточнения способа укрепления пудостского туфа. В результате многолетних испытаний исследователи пришли к выводу, что самым щадящим, естественным способом защиты следует считать известь. Однако во второй половине прошлого века реставраторы пытались использовать для воссоздания утраченных элементов цемент, поверхность стен и колонны покрывали перхлорвиниловой шпаклевкой, фасад и колоннады окрашивали синтетической краской.

К сожалению, все эти меры не спасли камень от разрушения. С конца XX века фасады и колонны собора покрылись черной коркой, образовавшейся под воздействием выхлопных газов. Многие градозащитники считали, что эту черную корку нельзя трогать, и когда специалисты начали ее снимать, поднялась волна общественных протестов против неправильного, с точки зрения активистов, подхода к реставрации фасадов. Но, как полагают реставраторы, именно черная корка приводит к необратимому разрушению мягкого пористого туфа.

Потребовались неординарные меры, чтобы защитить пористый туф, которым облицован Казанский собор, от агрессивного воздействия окружающей среды. Фото: Наталья Шкуренок
Потребовались неординарные меры, чтобы защитить пористый туф, которым облицован Казанский собор, от агрессивного воздействия окружающей среды.
Фото: Наталья Шкуренок

По мнению Алексея Петрова, заместителя руководителя проекта ООО «ПСБ „Жилстрой“», подрядчика работ, удаление всех загрязнений с поверхности камня, в том числе снятие черной корки, — важный этап в деле сохранения здания. «Основная проблема при реставрации таких уникальных объектов культурного наследия, как Казанский собор, — это капризный и переменчивый петербургский климат и сложный по своей структуре камень, — рассказал Алексей Петров нашему изданию. — Мы выполнили послойную расчистку поверхности от загрязнений, биопоражений, предыдущих покрасок, удалили поздние цементные вставки».

Для защиты камня от агрессивной окружающей среды и возвращения фасадам исторического цвета специалисты использовали известковую накрывку. Она не губит камень, а дает ему дышать. Цвет накрывки был выбран наиболее приближенным к одному из естественных тонов.

Строительные леса снимут в ближайшее время. Всего за 2015–2021 годы из бюджета Санкт-Петербурга на реставрацию Казанского собора было выделено 291 млн руб.  

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+