18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Отреставрированы фасады знаменитого дома Морозова на Спиридоновке

№97
Материал из газеты

Этот особняк был одним из первых зданий, построенных в Москве по проекту Федора Шехтеля. В нем архитектор заявил о себе как о большом мастере, что становится особенно заметно после бережного восстановления наружных элементов

Одна из первых самостоятельных работ архитектора Федора Шехтеля (1859–1926), особняк Саввы и Зинаиды Морозовых на Спиридоновке всегда был значимой московской постройкой. Он привлекал внимание с самого момента строительства в 1893–1898 годах: заказчик-англоман выбрал из трех предложенных архитектором вариантов в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики последний. Эффектный дом — готический замок с двухэтажной башней-донжоном, химерой и кривляющимися маскаронами — стал украшением улицы и не случайно в 1929 году был включен в структуры Наркомата (позже Министерства) иностранных дел. С тех пор здание служит Домом приемов МИД. В 1995 году интерьеры были повреждены пожаром и затем тщательно отреставрированы — к счастью, сохранилась подробнейшая документация. Однако фасадом давно не занимались серьезно — лишь подправляли и подкрашивали.

«Впервые была проведена качественная комплексная реставрация всех фасадов. В ходе работ были укреплены основы не менее половины декоративных элементов на фасадах, отреставрирован наиболее пострадавший сложный парапетный декор на балконе, террасах и машикули основной башни (донжона) на восточном фасаде, — рассказал нам Евгений Кокорев, автор проекта реставрации особняка, почетный реставратор Москвы, генеральный директор проектного бюро «АрКо». — Растрескавшиеся фиалы в виде миниатюрных замков скреплены металлом и отреставрированы. Отлитая из высокопрочного бетона химера северного фасада была очищена от множества красочных слоев и поздней шпаклевки и заново покрашена. Возникали сложности с выбором методов реставрации: горгульи, выполненные из шпиатра (сплав цинка и олова. — TANR), приходилось реставрировать на месте, трещины армировались сетками с использованием современных шпаклевочных масс по металлу».

На фасадах особняка огромное количество деталей, которые перекликаются, но не повторяются. Скульптурных декоративных элементов (маскароны, консоли) не так уж много, но каждое обрамление окна, угла, колонны — любой архитектурной детали — сложнейшим образом проработано. Шехтель, увлекшийся средневековыми мотивами, трудился над этим проектом с упоением — тем более что заказчик, стремившийся угодить жене, позволил архитектору не ограничивать себя в средствах. За два месяца тот сделал около 600 листов архитектурных рисунков и планов, которые имеют ценность самостоятельных художественных произведений (почти 200 из них сохранились). «Российское ремесленное производство было на подъеме, и подрядчики, работавшие с кладкой, деревом, резьбой и рельефом, воплотили замысел архитектора на высочайшем уровне», — считает Евгений Кокорев. Сейчас фасадами занимались специалисты строительно-ремонтной фирмы «Ремстройсервис», которые славятся добросовестностью. Архитектурная подсветка особняка полностью обновлена, ночью она выглядит очень эффектно, подчеркивая объем здания и его детали, а днем светильники практически незаметны.

Внимание, которое специалисты уделяют фасадам (учитывая, что внутри — панно, скульптура и витраж Михаила Врубеля), не случайно: особняк служит идеальным примером нового понимания взаимодействия экстерьера и интерьера, новых приемов построения объема, которые делают Шехтеля архитектором ХХ века. Он не только отказался от традиционной анфилады, добавив к горизонтальной оси залов вертикаль парадной лестницы, но и использовал прием проектирования «изнутри наружу». Сложно (и удобно) организованные внутренние объемы нашли отражение в структуре фасадов, среди которых нельзя выделить главный: все они разные и в то же время объединены ритмом крупных стрельчатых окон.

«ГлавУпДК совместно со специализированной подрядной организацией и авторским надзором была проведена кропотливая работа по реставрации фасадов, кровли и центральной ограды особняка на Спиридоновке. Работа трудоемкая, учитывая состояние фасадов, обилие сложных декоративных деталей, статус особняка, его бесспорную историческую и культурную значимость», — говорит Дмитрий Драчев, начальник отдела департамента капитального строительства ГлавУпДК при МИД России. В хозяйственном ведении ГлавУпДК, которому в этом году исполнилось 100 лет, находится более 130 исторических особняков в Москве. «Например, для кровли мы использовали не просто оцинкованный металл, а сплав титанцинк — материал, из которого можно делать надежные и в то же время сложные по форме декоративные элементы кровли. Мы пошли на это, так как понимаем, что при качественном монтаже срок эксплуатации такой кровли составляет около 30 лет. То же касается и других примененных материалов».

Реставрация интерьеров тоже планируется, но ее график будет зависеть от протокольных мероприятий, которые регулярно проводятся в особняке. 


Интерьеры Михаила Врубеля

Интерьерам особняка Федор Шехтель уделил огромное внимание: он добивался их цельности и единства всех искусств. Множество деталей, от рисунка потолков до дверных ручек, он прорабатывал сам. Однако для декорирования ряда парадных залов нижнего этажа Шехтель, первым из архитекторов, пригласил художника Михаила Врубеля (1856–1910). Тот оформил Малую готическую гостиную особняка тремя панно — «Утро», «Полдень» и «Вечер», сделал эскизы скульптурных композиций для лестниц — с Робертом и призраками монахинь (сцена из оперы «Роберт-дьявол»), а также с переплетенными грифоном и змеей. Врубель же стал автором витража с изображением рыцаря на коне. Интерьеры особняка, в котором держала светский салон Зинаида Морозова, жена Саввы, поражали публику. Когда в 1909 году особняк купил Михаил Рябушинский, он радикально изменил один зал, заказав для него панно у Константина Богаевского. В 1973 году интерьеры, покрытые наслоениями советской краски, начали реставрировать. Панно Богаевского погибли в пожаре 1995 года, однако были реконструированы. Работы Врубеля тогда пострадали меньше — специалистам из Третьяковской галереи удалось их отреставрировать; витраж был воссоздан по сохранившемуся эскизу в натуральную величину. Сейчас интерьеры особняка доступны публике только в формате виртуального тура.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+