Перевозка искусства как отдельный вид искусства

Фургон Mercedes-Benz Sprinter. Фото: Mercedes-Benz
Фургон Mercedes-Benz Sprinter.
Фото: Mercedes-Benz
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

На примере проекта «Другие берега» в Музее русского импрессионизма раскрываем секреты организации выставок. Один из ключевых этапов — доставку экспонатов — осуществляют специально оборудованными автомобилями, в числе которых премиальные фургоны Mercedes-Benz

Возможность наслаждаться искусством — видеть его на выставках, владеть им — одно из самых изысканных удовольствий, доступных современному интеллектуалу. Даже в условиях всемирного локдауна художественная жизнь продолжалась, пусть и в интернете. Но никакие дистанционные экскурсии и лекции, просмотры выставок и ярмарок не заменяют непосредственного контакта с произведением, несущим свою, особую энергию. Это значит, что искусство должно перевозиться.

Арт-логистика — отдельная индустрия, почти наука.

Она включает огромный объем знаний о том, как упаковать экспонаты, в какие ящики поместить, какой транспорт использовать. Автомобили Mercedes-Benz, в частности модель фургона Sprinter, помогают перевозчикам справиться со множеством насущных проблем.

Фургон Mercedes-Benz Sprinter с высокоэффективным, но при этом экономичным двигателем, развивающим мощность до 190 л.с., подходит для выполнения любых задач по транспортировке. Он оснащен фирменной автоматической коробкой передач 7G-Tronic plus, светодиодными фарами High Performance с адаптивными элементами, которые изменяют интенсивность освещения в зависимости от окружающих условий, а также множеством ассистирующих функций, помогающих обеспечивать безопасное перемещение грузов, что в случае с арт-логистикой особенно важно. Среди них, например, активная система экстренного торможения. Она автоматически срабатывает, если в потенциально аварийной ситуации водитель не предпринимает никаких действий.

Салон фургона Mercedes-Benz Sprinter. Фото: Mercedes-Benz
Салон фургона Mercedes-Benz Sprinter.
Фото: Mercedes-Benz

Система поддержания дистанции Distronic использует радарные датчики, самостоятельно контролирующие безопасное расстояние до движущегося впереди автомобиля, и снимает нагрузку с водителя, например, при движении по автомагистралям или с частыми остановками. Функция удержания автомобиля Hold также удобна в ситуации перевозок предметов искусства. Она обеспечивает автоматическое удержание автомобиля на месте, независимо от причины, по которой он остановился. Стояночный тормоз активируется при открытии двери водителя, при отстегивании ремня безопасности или после выключения зажигания. Что касается интерьера, то салон Sprinter оборудован мультимедийной системой MBUX с 10,25-дюймовым сенсорным экраном, водительским сиденьем повышенной комфортности, множеством отсеков для хранения, ну и такими важными мелочами, как подстаканники и держатели, делающими поездки на дальние расстояния более комфортными.

При желании можно выбрать дополнительное оснащение из множества опций, которые предлагает Mercedes-Benz.

Ведь современные музеи и серьезные коллекционеры стараются решать проблему перевозки на самом высоком, часто высокотехнологичном уровне.

Дмитрий Ковалев, директор московского представительства компании «Хепри», которая занимается упаковкой и перевозкой предметов искусства, рассказал, что необходимо для того, чтобы шедевры могли свободно путешествовать по миру. Компания отвечает не только за упаковку, но и за полный спектр сопутствующих услуг: транспортировка собственными автомобилями в самые отдаленные точки России и Европы, таможенное оформление, логистика по всему миру, охрана. «Мы предоставляем специализированную машину для перевозки, где в грузовом отсеке поддерживаются необходимая температура и уровень влажности, а пневмоподвеска и гидроборт минимизируют любые вибрации во время транспортировки, погрузки и выгрузки. Все наши автомобили оборудованы датчиками, которые позволяют следить за их перемещениями, и, конечно же, тревожными кнопками. Маршрут у машин всегда разный, и подробности мы никогда не разглашаем».

Музей русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Музей русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Иногда для того, чтобы собрать экспонаты на выставку, требуется организовать десятки перемещений. Одни из самых интересных и сложных по логистике выставок в Москве проводит Музей русского импрессионизма. Этот частный музей расположен в комплексе бывшей кондитерской фабрики «Большевик» недалеко от Белорусского вокзала. Интересно, что музею досталось даже не историческое здание, а банальный цилиндр 1960-х годов — бывшее хранилище муки. Однако после того, как авторитетное британское архитектурное бюро John McAslan + Partners преобразило постройку, она приобрела черты архитектуры хай-тек — рифленую металлическую поверхность фасада и остекление в верхней части.

Борис Кустодиев. «Купец». 1923. Работа представлена на выставке «Другие берега» в Музее русского импрессионизма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Борис Кустодиев. «Купец». 1923. Работа представлена на выставке «Другие берега» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

До середины января в музее открыта выставка-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», посвященная крупнейшему в США показу русского искусства. «Для выставки „ Другие берега“ работы искали почти три года, — рассказывает Дарья Урядова, координатор выставочных проектов, которая курирует в музее логистику и перемещение произведений искусства. — В 1924 году в США было отправлено полторы тысячи картин. Нам удалось найти почти 300 из них, они оказались рассеянными буквально по всем континентам. Полотно Бориса Кустодиева обнаружилось в коллекции японского императора, работы Михаила Ларионова и Василия Шухаева — в венской галерее Альбертина. В итоге на выставку привезли более 100 работ из 30 музеев и 22 частных коллекций, и практически всё доставляли автомобильным транспортом. Машины транспортных компаний, с которыми мы сотрудничаем, ехали к нам из Пскова, Ростова-на-Дону, Симферополя и других городов. Для перевозок мы выбираем специализированные автомобили, так как они позволяют создать для произведений стабильные климатические условия».

Фургон Mercedes-Benz Sprinter подходит для выполнения любых задач по транспортировке. Фото: Mercedes-Benz
Фургон Mercedes-Benz Sprinter подходит для выполнения любых задач по транспортировке.
Фото: Mercedes-Benz

Компания «Хепри» при перевозке искусства использует так называемые климатические ящики, изготовленные по технологии, утвержденной Министерством культуры России. «В результате эволюции упаковочного бизнеса в сфере искусства мы пришли к тому, что ящики, в которых перевозятся картины или скульптуры, сами стали предметами искусства, — говорит Дмитрий Ковалев. — Такой ящик устроен как термос и сохраняет внутри комфортную для нашего ценного груза температуру. Ящики оснащены датчиками удара и температуры, которые фиксируют все, что происходит с экспонатами в пути. Для упаковки мы используем материалы, которые впервые стали применять в космической области. Это, например, микалентная бумага. Она позволяет картине дышать, но при этом защищает от влаги и пыли».

Климатические ящики могут быть любых габаритов — от сейф-портфеля с подобием сот внутри для перемещения ювелирных изделий до специализированной тары с дополнительными ребрами жесткости, предназначенной для скульптуры.

В грузовой отсек Mercedes-Benz Sprinter как раз помещается несколько подобных ящиков довольно крупных размеров. Кстати, модель предлагается в четырех вариантах длины кузова фургона и трех вариантах высоты, и у клиентов компании есть возможность подобрать оптимальную версию под определенные нужды.

Недавно в «Хепри» начали использовать новый тип ящиков — с виброопорами, которые снижают вибрационную нагрузку на предметы искусства во время транспортировки. Однако даже без этого в фургонах Sprinter вибрационная нагрузка на них очень мала, так как продуманная конструкция ходовой части обеспечивает плавное движение автомобиля даже по неровной дороге.

Пожалуй, одно из важнейших преимуществ «Хепри» — практика перевозки «от гвоздя до гвоздя», подразумевающая, что драгоценный груз не только перевезут, но и аккуратно упакуют, погрузят, а затем выгрузят и распакуют. Это особенно важно, поскольку не во всех музеях система приемки экспонатов доведена до идеала, как в Музее русского импрессионизма с его главным чудом — гигантской грузовой платформой. Благодаря ей машина, например Mercedes-Benz Sprinter с картинами в ящиках, опускается в подземную зону разгрузки. Подъемную конструкцию легко можно перепутать с какой-нибудь современной инсталляцией, настолько эффектно она выглядит сама по себе. В зоне хранилищ предусмотрены условия для постепенной акклиматизации фургона и ящиков с экспонатами. Там упаковку раскрывают, картины осматривают и только потом отправляют в хранилище.

Александр Гауш. «Натюрморт (Русский классицизм)». 1911–1915. Работа представлена на выставке «Другие берега» в Музее русского импрессионизма. Фото: Государственный Русский музей
Александр Гауш. «Натюрморт (Русский классицизм)». 1911–1915. Работа представлена на выставке «Другие берега» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Государственный Русский музей

«В музее действует лифт с настолько большой грузовой платформой, — говорит Дарья Урядова, — что на нее целиком помещается машина и спускается в специальное помещение. Это позволяет нам не разгружать машины на улице, а значит, избегать любых скачков температуры и влажности, которые вредят произведениям искусства. В самом хранилище также можно выставить любую температуру и влажность, чтобы они не отличались от тех, в которых работы хранились прежде и путешествовали».

Музей русского импрессионизма оборудован лифтом с большой грузовой платформой. Фото: Mercedes-Benz
Музей русского импрессионизма оборудован лифтом с большой грузовой платформой.
Фото: Mercedes-Benz

Практика показывает, что для перевозки искусства в пределах города оптимальна машина небольших размеров. Это связано и с вопросом въезда в центр Москвы крупногабаритного транспорта, и с маневренностью. Как объясняют специалисты «Хепри», малотоннажные авто с вместительным грузовым отделением, в том числе фургоны Mercedes-Benz Sprinter в специальной комплектации, идеально подходят для решения, например, таких задач, как внутригородская транспортировка предметов искусства из частных коллекций на выставки или реставрацию. С этой точки зрения важнейшим преимуществом фургонов Sprinter являются широкие возможности переоборудования, что особенно важно в сфере арт-логистики. В грузовом отсеке легко создать все необходимые условия для бережной перевозки: добавить климатические установки для поддержания оптимальной температуры и влажности, встроить любые датчики и модульные системы фиксации предметов. В таком автомобиле произведение искусства гарантированно совершит путешествие в сохранности и комфорте.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Полотно Анны Лепорской «Три фигуры», пострадавшее от рук вандала прямо на выставке в Екатеринбурге, уже находится на реставрации. Остальные произведения обезопасили, установив защитные экраны
14.01.2022
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+