18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Самую большую в истории выставку Вермеера проведет Рейксмузеум в 2023 году

Амстердамский музей намерен перехватить пальму первенства у экспозиции Маурицхёйса 1996 года, собрав на своей выставке, в которую войдет даже «Девушка с жемчужной сережкой», как минимум 24 картины нидерландского мастера из 35 дошедших до наших дней

Амстердамский Рейксмузеум готовит самую большую в истории выставку Яна Вермеера (1632–1675), которая должна состояться в 2023 году. На сегодняшний день крупнейшей выставкой мастера остается экспозиция 1996 года, организованная гаагским Маурицхёйсом, которая объединила 23 полотна художника.

Генеральный директор Рейксмузеума Тако Диббитс говорит, что надеется собрать на выставке «Ян Вермеер» 24 картины, а если получится, то и больше.

Учитывая, что до наших дней дошло всего 35 произведений нидерландского мастера, чтобы привезти любое из них к себе, Диббитсу понадобятся весомые аргументы.

Удивительно, но с момента основания в XIX веке и до сих пор Рейксмузеум — национальный музей Нидерландов, в собрании которого находится целых четыре работы Вермеера, — не организовал ни одного монографического показа этого художника. По мнению директора, отчасти это связано с тем, что они всегда уделяли основное внимание Рембрандту, в особенности с тех пор, как в их коллекцию вошел «Ночной дозор» (1642).

Выставка в Рейксмузеуме будет проходить с 10 февраля по 4 июня 2023 года. Обычно музеи не объявляют о своих планах задолго до их реализации, но на подготовку экспозиции Вермеера нужны годы.

Тако Диббитс уверен, что сейчас, спустя более четверти века после выставки в Маурицхёйсе, пришло время для новой ретроспективы. «Выросло новое поколение кураторов, которые задают другие вопросы и делают другие открытия», — говорит он.

Так какие же картины Вермеера нам обещают показать? В число произведений из коллекции самого Рейксмузеума входят «Маленькая улица» (около 1658) и «Молочница» (1660). Долгие годы Маурицхёйс и Рейксмузеум считали друг друга соперниками в том, что касается нидерландской живописи золотого века. Но ставшая в минувшем году генеральным директором гаагского музея Мартин Госселинк, наоборот, всецело открыта к сотрудничеству и пообещала три картины, в том числе «Девушку с жемчужной сережкой» (1665). «Нам будет сильно ее не хватать, но без нее выставка Вермеера попросту немыслима», — полагает она.

В число экспонатов, которые выдадут во временное пользование Рейксмузеуму другие институции, также войдут «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657–1659, Дрезденская картинная галерея старых мастеров, Дрезден), «Женщина, держащая весы» (около 1664, Национальная художественная галерея, Вашингтон), «Дама, пишущая письмо, со служанкой» (около 1667, Национальная галерея Ирландии, Дублин) и «Географ» (1669, Штеделевский художественный институт, Франкфурт).

Недавно к 35 произведениям, традиционно приписываемым Яну Вермееру, прибавилось еще одно — «Девушка за вёрджинелом» (около 1670–1672).

На протяжении почти всего ХХ века авторство мастера оспаривалось, но анализ, проведенный перед тем, как работу выставили на торги Sotheby’s в 2004 году, помог убедительно доказать ее атрибуцию, и полотно было продано за £16 млн. Его покупателем стал король казино Стив Винн, в 2008 году перепродавший картину Томасу и Дафне Каплан, владельцам частной нью-йоркской Лейденской коллекции.

Диббитс называет «Девушку за вёрджинелом» «завораживающей картиной», но считает, что ее нужно исследовать более тщательно. Запланированные работы немного отстали от графика из-за пандемии коронавируса.

Во время подготовки к выставке специалисты проведут технический анализ всех семи полотен Вермеера, находящихся в нидерландских коллекциях.

Как подчеркивает генеральный директор Рейксмузеума, «теперь у нас есть новые технологии, позволяющие заглянуть под красочный слой картин и узнать гораздо больше о том, как художник планировал и выстраивал их». В частности, возможности новых технологий продемонстрировала недавняя реставрация «Ночного дозора». А реставрация «Девушки, читающей письмо у открытого окна» помогла значительно углубить наши знания о Вермеере.

Что стало бы самым замечательным дополнением амстердамской выставки? Конечно, картина «Концерт» (1663–1666), похищенная из бостонского Музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в 1990 году. И хотя шансы на ее обнаружение невелики, надежда все-таки есть. Если бы полотно нашли и вернули в экспозицию, это «было бы потрясающе», согласен Диббитс.

Параллельно с выставкой в Рейксмузеуме дань уважения своему самому знаменитому уроженцу отдаст родной город Яна Вермеера — Делфт. Музей Принсенхоф готовит выставку «Делфт Вермеера» (10 февраля — 4 июня 2023 года), которая дополнит контекст амстердамской ретроспективы.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+