18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пятерка музеев современного искусства с бэкграундом электростанций

По всему миру бывшие электростанции становятся музеями современного искусства. Это радикально меняет городской ландшафт и привлекает новую аудиторию. Представляем пять таких электростанций-трансформеров к запуску Дома культуры «ГЭС-2» в Москве

Тейт Модерн, Лондон, Великобритания

Напоминающее крепость здание с высокой трубой на берегу Темзы — это Тейт Модерн, сегодня один из самых посещаемых в мире музеев современного искусства, а в прошлом — электростанция Бэнксайд. Построенная автором культовых красных телефонных будок англичанином сэром Джорджем Гилбертом Скоттом, она обеспечивала электричеством ближайшие районы Лондона почти весь прошлый век. Выведенная из эксплуатации в конце ХХ столетия, электростанция смогла избежать сноса благодаря одобренной всеми идее открыть на ее месте музей. В 2000 году была реконструирована, при этом полностью сохранив внешний облик. В Турбинном зале, где раньше были огромные генераторы, теперь размещают громадные инсталляции самых знаменитых современных художников.

Дом культуры «ГЭС-2», Москва, Россия

Расположенная по соседству с Кремлем бывшая ГЭС-2 использовалась для питания контактной сети городского трамвая и называлась «Трамвайная». Здание построено в неорусском стиле в 1907 году Василием Башкировым, архитектором, известным сотрудничеством с Виктором Васнецовым при строительстве фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. После революции электростанция перешла в подчинение МОГЭС и была переименована в ГЭС-2. Позже, в 1930-е, электростанцию использовали для отопления печально известного Дома на набережной, а во время войны — для выпуска военной продукции. Несмотря на несколько попыток модернизации, власти Москвы решили закрыть ГЭС-2 из-за общего износа и высоких издержек на ее содержание. В 2009 году здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году бизнесмен и меценат Леонид Михельсон выкупил его за 1,7 млрд руб. для своего фонда современного искусства V–A–C. Реконструированная по проекту знаменитейшего архитектора Ренцо Пьяно электростанция превратилась в грандиозное культурное пространство — Дом культуры «ГЭС-2» — и открылась в новом качестве 4 декабря.

Электростанция искусств (Power Station of Art), Шанхай, Китай

В 2012 году после впечатляющих работ стоимостью $64 млн на месте бывшей угольной электростанции Наньши вырос первый в Китае государственный музей современного искусства. Вся внешняя отделка и помещения электростанции были реконструированы, в то время как внутренняя планировка сохранилась. В здании до сих пор остались турбины и машины, которые раньше вырабатывали энергию, а 165-метровая дымовая труба стала символом музея и важной частью архитектурного облика Шанхая. В музее регулярно проводится Шанхайская биеннале современного искусства, а также выставки европейских и китайских художников, архитекторов и дизайнеров.

Электростанция Ханасаари, Хельсинки, Финляндия

Угольная электростанция со 150-метровой дымовой трубой в районе Уусимаа у Финского залива пока еще действует. Вывести ее из эксплуатации планируется к 2024 году, и если этот замысел осуществится, то к 2030 году будущий центр культуры и искусств, куда также намечен переезд Художественного музея Хельсинки, будет сопоставим по размерам с Тейт Модерн. Интересно, что электростанция на этом месте появилась очень давно, в начале ХХ столетия, а в 1960-е годы здание было заменено существующим по сей день.

Музей архитектуры, Лондон, Великобритания

Свежий проект французского архитектурного ателье Atelier Zündel Cristea по превращению бывшей угольной электростанции Баттерси в культурный центр, окруженный элитной застройкой. В прошлом эта станция обеспечивала электроэнергией юг столицы Великобритании, включая подземку, дома и промышленные предприятия. Она состоит из двух кирпичных зданий в стиле ар-деко со 109-метровыми трубами, построенных с промежутком в 20 лет. Индустриальный вид электростанции пришелся по вкусу музыкантам из The Beatles, мелькавшим на ее фоне в комедийном фильме «Помощь»; ее четыре башни узнаются и на обложке альбома 1977 года Animals группы Pink Floyd. Станция перестала функционировать в 1983 году и вскоре стала одной из самых узнаваемых достопримечательностей Лондона, пополнив список зданий особой архитектурной и исторической значимости.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+