18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пятерка музеев современного искусства с бэкграундом электростанций

По всему миру бывшие электростанции становятся музеями современного искусства. Это радикально меняет городской ландшафт и привлекает новую аудиторию. Представляем пять таких электростанций-трансформеров к запуску Дома культуры «ГЭС-2» в Москве

Тейт Модерн, Лондон, Великобритания

Напоминающее крепость здание с высокой трубой на берегу Темзы — это Тейт Модерн, сегодня один из самых посещаемых в мире музеев современного искусства, а в прошлом — электростанция Бэнксайд. Построенная автором культовых красных телефонных будок англичанином сэром Джорджем Гилбертом Скоттом, она обеспечивала электричеством ближайшие районы Лондона почти весь прошлый век. Выведенная из эксплуатации в конце ХХ столетия, электростанция смогла избежать сноса благодаря одобренной всеми идее открыть на ее месте музей. В 2000 году была реконструирована, при этом полностью сохранив внешний облик. В Турбинном зале, где раньше были огромные генераторы, теперь размещают громадные инсталляции самых знаменитых современных художников.

Дом культуры «ГЭС-2», Москва, Россия

Расположенная по соседству с Кремлем бывшая ГЭС-2 использовалась для питания контактной сети городского трамвая и называлась «Трамвайная». Здание построено в неорусском стиле в 1907 году Василием Башкировым, архитектором, известным сотрудничеством с Виктором Васнецовым при строительстве фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. После революции электростанция перешла в подчинение МОГЭС и была переименована в ГЭС-2. Позже, в 1930-е, электростанцию использовали для отопления печально известного Дома на набережной, а во время войны — для выпуска военной продукции. Несмотря на несколько попыток модернизации, власти Москвы решили закрыть ГЭС-2 из-за общего износа и высоких издержек на ее содержание. В 2009 году здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году бизнесмен и меценат Леонид Михельсон выкупил его за 1,7 млрд руб. для своего фонда современного искусства V–A–C. Реконструированная по проекту знаменитейшего архитектора Ренцо Пьяно электростанция превратилась в грандиозное культурное пространство — Дом культуры «ГЭС-2» — и открылась в новом качестве 4 декабря.

Электростанция искусств (Power Station of Art), Шанхай, Китай

В 2012 году после впечатляющих работ стоимостью $64 млн на месте бывшей угольной электростанции Наньши вырос первый в Китае государственный музей современного искусства. Вся внешняя отделка и помещения электростанции были реконструированы, в то время как внутренняя планировка сохранилась. В здании до сих пор остались турбины и машины, которые раньше вырабатывали энергию, а 165-метровая дымовая труба стала символом музея и важной частью архитектурного облика Шанхая. В музее регулярно проводится Шанхайская биеннале современного искусства, а также выставки европейских и китайских художников, архитекторов и дизайнеров.

Электростанция Ханасаари, Хельсинки, Финляндия

Угольная электростанция со 150-метровой дымовой трубой в районе Уусимаа у Финского залива пока еще действует. Вывести ее из эксплуатации планируется к 2024 году, и если этот замысел осуществится, то к 2030 году будущий центр культуры и искусств, куда также намечен переезд Художественного музея Хельсинки, будет сопоставим по размерам с Тейт Модерн. Интересно, что электростанция на этом месте появилась очень давно, в начале ХХ столетия, а в 1960-е годы здание было заменено существующим по сей день.

Музей архитектуры, Лондон, Великобритания

Свежий проект французского архитектурного ателье Atelier Zündel Cristea по превращению бывшей угольной электростанции Баттерси в культурный центр, окруженный элитной застройкой. В прошлом эта станция обеспечивала электроэнергией юг столицы Великобритании, включая подземку, дома и промышленные предприятия. Она состоит из двух кирпичных зданий в стиле ар-деко со 109-метровыми трубами, построенных с промежутком в 20 лет. Индустриальный вид электростанции пришелся по вкусу музыкантам из The Beatles, мелькавшим на ее фоне в комедийном фильме «Помощь»; ее четыре башни узнаются и на обложке альбома 1977 года Animals группы Pink Floyd. Станция перестала функционировать в 1983 году и вскоре стала одной из самых узнаваемых достопримечательностей Лондона, пополнив список зданий особой архитектурной и исторической значимости.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+