18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В древний Стамбул за современным искусством

Интерьеры Фонда современного искусства Arter.Фото: Arter
Интерьеры Фонда современного искусства Arter.
Фото: Arter
№96, ноябрь 2021
№96
Материал из газеты

Крупнейший мегаполис Европы сегодня знаменит не только древними памятниками. Предлагаем маршрут, пролегающий от главных достопримечательностей исторического центра до музеев современного искусства и галерей вокруг улицы Истикляль

Кто-то приезжает в Стамбул за экзотикой Востока — им город обычно представляется как огромный базар с пестрыми лавками, кафе, современными торговыми центрами и древностями, мирно сосуществующими повсюду. Так же мирно там соседствуют современная архитектура (кажется, строительство ведется на каждом шагу) с разрухой и запустением старых кварталов, роскошные дома и практически трущобы.

Есть те, кто в Стамбуле отправляется на поиски осколков Константинополя: византийских церквей, в первую очередь знаменитых Кахрие-Джами и Фетхие-Джами с мозаиками «Палеологовского возрождения», которые сохранились до наших дней лишь потому, что после завоевания города турками стали мечетями, или руин дворцов, как, например, Малый Влахернский дворец эпохи Палеологов (Текфур-Сарай), который недавно был отреставрирован и стал музеем османской керамики.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле. Архитектор Мимар Синан. 1550-­е. Фото: Георгий Трофимов
Мечеть Сулеймание в Стамбуле. Архитектор Мимар Синан. 1550-­е.
Фото: Георгий Трофимов

Но сегодня Стамбул еще и столица современного искусства. Вместе с уже существующими Стамбульской биеннале и ежегодной ярмаркой Contemporary Istanbul этому способствуют новые музеи и фонды. За последние годы в городе их открылось не менее пяти, еще больше находится в стадии проектирования и строительства. Большинство возникло как частная, а не государственная инициатива. Из самых громких проектов ближайшего будущего — новое здание музея Contemporary Istanbul по проекту всемирно известного архитектора Ренцо Пьяно на берегу Босфора, а также реконструкция старинного порта Galataport на Босфоре и исторической верфи Tersane в бухте Золотой Рог, которые должны стать новыми центрами притяжения (два в одном: торгово-гостиничный квартал и музейно-галерейный кластер).

Чтобы познакомиться с художественной жизнью современного Стамбула, придется покинуть исторический центр, где находятся основные достопримечательности обязательной программы: Айя-София, Голубая мечеть, ипподром, цистерна Базилика и Археологический музей. Ценители османского наследия также обычно посещают мечети придворного архитектора Сулеймана Великолепного Мимара Синана и старый султанский дворец Топкапы на мысе Сарайбурну. Однако мы двинемся от главной площади Султанахмет в сторону пристани Эминёню, откуда отправляются прогулочные кораблики по Босфору — проливу, разделяющему город на Европу и Азию. От этого развлечения в Стамбуле тоже не стоит отказываться, именно с Босфора открываются лучшие виды на город.

Мечеть Ортакей, Босфорский мост и вид на азиатскую часть города. Фото: Bala-Kate/Фотобанк Лори
Мечеть Ортакей, Босфорский мост и вид на азиатскую часть города.
Фото: Bala-Kate/Фотобанк Лори

Дальше наш путь пролегает на Галатский мост через Золотой Рог. По дороге можно попробовать легендарный стамбульский стрит-фуд balik ekmek —бутерброд с жаренной на гриле рыбой. В конце Галатского моста стоило бы в первую очередь свернуть направо и пройти до нового квартала Галатапорт, где находится новое здание Музея живописи и скульптуры Университета изящных искусств имени Мимара Синана (IRHM). Здесь должна располагаться коллекция турецкого искусства XIX–ХХ веков. Новое здание стоимостью $25 млн по проекту турецкого архитектора Эмре Аролата уже опробовали в 2019 году, когда пространство стало главной площадкой Стамбульской биеннале, однако из-за пандемии открытие музея было перенесено, и теперь его обещают открыть до конца этого года.

Пока что с Галатского моста мы свернем не направо, в бывший портовый Каракёй, а налево и поднимемся вверх до Галатской башни (можно воспользоваться старинным фуникулером «Тюннель» начала ХХ века, который привезет вас прямо к улице Истикляль, но тогда придется пройти немного вниз). В этом районе традиционно селились иноверцы: генуэзцы, венецианцы, греки, евреи. Поэтому и названий у него много: Галата, Пера, Бейоглу. Здесь, в квартале с европейской застройкой начала XX века, находятся ключевые частные музеи и многие галереи. Они соседствуют с роскошными историческими отелями в стилях ар-нуво и ар-деко, так как в этом районе предпочитали жить богатые путешественники, прибывавшие в Стамбул на поезде «Восточный экспресс», прославленном Агатой Кристи.

Старое здание музея Istanbul Modern в районе Каракёй. Фото: Istanbul Modern
Старое здание музея Istanbul Modern в районе Каракёй.
Фото: Istanbul Modern

Первая точка маршрута — культурный центр SALT Galata, который занимает шесть этажей величественного здания бывшего Османского банка с мраморной декорацией в интерьерах. Помимо выставок и постоянной экспозиции, посвященной банковскому делу, здесь размещается крупный архив искусства и культуры.

Далее мы отправляемся в частный музей Istanbul Modern, основанный в 2004 году и сейчас временно занявший роскошный дворец тут, в Бейоглу, пока строится новое здание в районе Каракёй. Экспозиция музея охватывает основные явления в истории современного искусства Турции, а также включает в себя коллекцию произведений западных классиков послевоенного периода.

На центральной пешеходной улице Истикляль искусства тоже предостаточно: тут и новый фонд семьи Коч (пожалуй, главных меценатов Турции) Meşher, и второе пространство SALT, и многочисленные частные галереи. Поблизости — музей района Пера и «Музей невинности» Орхана Памука. Главный променад Стамбула, улица Истикляль приведет нас на площадь Таксим — символ турецкой независимости (в центре площади — стела «Республика», символизирующая установление республики Мустафой Кемалем Ататюрком в 1923 году) и арена для политических митингов и демонстраций наших дней. Здесь идет грандиозная стройка — реконструируют Культурный центр Ататюрка с огромным концертным залом, выставочным пространством, библиотекой и студиями звукозаписи.

Здание Фонда современного искусства Вехби Коча Arter в районе Долапдере. Фото: Arter
Здание Фонда современного искусства Вехби Коча Arter в районе Долапдере.
Фото: Arter

От площади Таксим свернем налево и пройдем до финальной точки нашего маршрута — нового здания Фонда современного искусства Вехби Коча Arter, построенного по проекту лондонского бюро Grimshaw Architects и открытого в 2019 году. Фонд располагает собственной коллекцией, включающей произведения мировых звезд Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен. Временные выставки Arter отличаются тем, что большинство работ художники создают специально для проекта по заказу фонда.


Музей Пера. Фото: Pera Museum
Музей Пера.
Фото: Pera Museum

Музей района Пера

Музей был открыт в 2005 году в здании бывшего отеля Bristol, построенного в 1893-м по проекту архитектора Ахилла Манусосса в стиле модерн. Постоянная экспозиция представляет живопись ориентализма XIX века, образцы турецкой керамики и старинные фотографии Стамбула, она отлично погружает в атмосферу декадентской роскоши османского двора периода упадка. Временные выставки обычно посвящены современному искусству. Также стоит хотя бы заглянуть в музейное кафе с интерьерами ар-деко.

www.peramuseum.org


Meşher. Фото: Hadiye Cangökçe
Meşher.
Фото: Hadiye Cangökçe

Meşher

Проект Фонда Вехби Коча, выставочное пространство Meşher на улице Истикляль открылось год назад в бывшем помещении центра современного искусства Arter. Планируется, что Meşher будет концентрироваться на междисциплинарных проектах: выставках, публикациях и образовательных программах социальной и просветительской направленности. До 27 марта 2022 года открыта выставка «Я — ты — они. Век турецких художниц», посвященная творчеству художников-женщин, работавших в период с 1850 по 1950 год.

www.mesher.org


«Музей невинности». Фото: The Museum of Innocence
«Музей невинности».
Фото: The Museum of Innocence

«Музей невинности»

Музей привлекает не только почитателей таланта писателя Орхана Памука, но и тех, кто хочет погрузиться в стамбульский быт второй половины ХХ века. Открыт нобелевским лауреатом в 2012 году. Экспозиция посвящена главной героине одноименного романа Фюсун. Представленные здесь вещи по сюжету книги собирает ее возлюбленный Кемаль. Каждый стенд соответствует одной из глав книги. Окунуться во времена описываемых событий помогает и коллекция черно-белых фотографий с изображением стамбульских улиц.

en.masumiyetmuzesi.org


Музей Рахми М.Коча. Фото: Rahmi M. Koç Museum
Музей Рахми М.Коча.
Фото: Rahmi M. Koç Museum

Музей Рахми М. Коча

Частный музей, основанный представителем династии предпринимателей Рахми Кочем в 1991 году, посвящен истории транспорта, промышленности и связи. Расположен в европейской части Стамбула на берегу залива Золотой Рог неподалеку от верфи Tersane. Прототипами стали всемирно известные музеи науки и техники в Мюнхене и Лондоне. Экспозиция занимает здание османского якорного дома (византийская постройка XII века), верфь Хаскёй и выставочную зону под открытым небом.

www.rmk-museum.org.tr


Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
7
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+