18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премией Тёрнера награждена группа активистов из Северной Ирландии

Коллектив Array, художники-активисты из Белфаста, получили главную художественную награду Британии за «Паб без разрешения», став первыми лауреатами премии из Северной Ирландии. А в конкурсе на ее соискание впервые участвовали только группы активистов

Победители получат £25 тыс.; еще по £10 тыс. вручат четырем коллективам, вошедшим в шорт-лист Премии Тёрнера. Впервые в конкурсе на ее соискание представлены только творческие группы активистов и ни одного художника-одиночки.

Выставка номинантов проходит в Художественной галерее Герберта в Ковентри, выбранном культурной столицей Великобритании 2021 года. Церемония награждения состоялась в соборе Ковентри — остове готической церкви с обугленным крестом в центре. Собор был разрушен 14 ноября 1940 года во время немецкой бомбардировки, известной как «Лунная соната».

Куратор выставки номинантов Хаммад Насар отметил, что его «художники занимаются созданием „карманных утопий“ — штудий в реальном мире, которые развивают художественное воображение, чтобы предложить новое, более справедливое, более обнадеживающее будущее».

Жюри наградило творческий коллектив Array за то, что они «смогли воплотить свою активность и ценности в галерейной среде, создав гостеприимную, захватывающую и удивительную выставку». Участники Array работают вместе с 2016 года, и их объединяет борьба за права человека в Северной Ирландии и за ее пределами. Коллектив превратил традиционный «белый куб» в Художественной галерее Герберта в Ковентри в неофициальный и незаконный ирландский паб — сибин, или «паб без разрешения». Подобные заведения стали возникать в Ирландии в XVII веке. По словам участников Array, это «место, где можно собраться вне сектантских разногласий».

Мы приближаемся к сибину через круг флагштоков, которые отсылают к древним ирландским святилищам. Внутри сибин завален всякой атрибутикой, которую обычно не ожидаешь встретить в пабе в Белфасте. Плакаты, созданные коллективом Array, украшают стены, с потолка свисают флаги. Даже пиво тут особенное, «прогрессивное». Здесь, в этом тускло освещенном уютном баре показывают видео разворачивающейся ночи веселья. Жители Белфаста собираются, чтобы выпить и повеселиться; один за другим они выходят на сцену, чтобы побороться за звание «дивы». Поются песни, рассказываются истории, разыгрываются стендап-номера. Каждым исполнителем движет одно и то же желание: чтобы Белфаст оставил свое прошлое позади и объединился.

За Премию Тёрнера также боролись Cooking Sections — лондонский дуэт, облюбовавший для работы шотландский остров Скай и этим летом показавший в Тейт Модерн выставку «Лосось. Отвлекающий маневр». Художники фокусируются на проблемах интенсивного разведения лосося, генетических модификациях выращиваемой рыбы, на том, что, по их словам, «люди — это вирус, от которого лосось не может убежать». Дуэт активно агитировал музеи и галереи по всей Великобритании исключить лосось из меню их кафе; художников поддержали Тейт и галерея Serpentine.

В шорт-лист попали и лондонцы Black Obsidian Sound System (B.O.S.S.), устраивавшие альтернативные клубные вечера для QTIBPOC (эта аббревиатура обозначает представителей сексуальных меньшинств — квир, транс- и интерсексуальных чернокожих и цветных людей).

Глубоко трогает проект Project Art Works из Гастингса, также попавший в финал. Он представляет художников нейродиверса — людей с проблемами психического здоровья, расстройством аутического спектра и другими интеллектуальными нарушениями.

Наконец, среди номинантов — Gentle/Radical, общественный проект из района Риверсайд в Кардиффе, возникший в 2017 году. Цели коллектива, объединяющего социальных работников, широки и размыты; они проводят разнообразные мероприятия — от показов фильмов и перформансов до «симпозиумов на низовом уровне» — и надеются привлечь представителей всех слоев населения Кардиффа использовать искусство как способ общения и дискуссий. Они, по их собственным словам, «намеренно работают в контексте сообщества, а не в основных культурных пространствах, чтобы встретиться с теми, кто обычно исключен из мира искусства». Их деятельность представлена в видео, где люди рассказывают о личных проблемах (например, один из участников ролика вспоминает, как оставил свою мать в доме престарелых). Начинание Gentle/Radical заслуживает уважения, однако подобные вещи сложно представлять в художественной галерее — впрочем, в этом и суть.

Жюри Премии Тёрнера ясно выразило свое мнение: искусство отдельной личности ушло в прошлое, настоящее — это искусство коллектива. Премия Тёрнера когда-то считалась венцом художественной карьеры, это была главная награда для целого поколения британцев, которые благодаря ей получили мировую известность (в 1995 году ею был награжден Дэмиен Хёрст, в 1999-м — Стив Маккуин, сегодня, возможно, самый знаменитый британский режиссер, и многие другие).

Нынешняя выставка номинантов свидетельствует о меняющейся роли Премии Тёрнера, а быть может, и роли искусства в целом, в современной Британии. «Сохраняют ли музеи и галереи свое традиционное место? — спрашивает выставка. — Или нам следует заглянуть глубже?»

Решение наградить активистов вызвало предсказуемые дебаты по поводу культурных различий. Одни критики считают, что оно отражает гегемонию современной либеральной политики. Активистское искусство такого типа, настаивают они, одномерно, буквально и лишено нюансов. Оно подтверждает бесспорные истины: что все плохо и должно быть лучше и все мы должны делать больше для достижения этого; что надо встречаться и выслушивать друг друга приветливо и терпимо; что интенсивное земледелие — это плохо; что уязвимые и маргинализованные люди должны быть признаны соответствующим образом. Все это очевидно, но из этого не сделаешь захватывающего шоу.

Для других меняющаяся Премия Тёрнера отражает ее собственную банальность: что многие произведения современного искусства имеют очень мало общего с настоящим моментом; что большая часть наших современников по-прежнему работает с идеями и направлениями, придуманными их предшественниками, гораздо более талантливыми художниками, за прошедшее столетие; что изобразительное искусство стало настолько коммерциализированным, ориентированным на рынок, настолько слившимся с богатством и элитой, что почти утратило свое предназначение, за исключением декоративности.

Те, кто приветствует решение жюри, считают, что его выбор способствует новому видению искусства, возникающему под давлением времени; что тип децентрализованной формы работы, которая полезна, утилитарна и утопична, отделена от самоанализа и эго, способен помочь нам не просто увидеть, но и преодолеть проблемы, с которыми мы сталкиваемся.

Первоначальная концепция Премии Тёрнера состояла в том, чтобы отметить наградой отдельного художника, родившегося, живущего или работающего в Великобритании, за выдающуюся выставку в любой точке мира. Этот подход начал меняться в 2015 году: лауреатом тогда стал лондонский коллектив Assembly. Процесс изменений ускорился в последние два года, когда ни одной награды не было присуждено художникам-одиночкам. В 2019 году четверо финалистов подняли нечто вроде бунта, объявив на церемонии награждения, что предпочли бы, чтобы премия была поделена между ними поровну, и так и случилось. В 2020-м пандемия побудила группу музеев Тейт, учредителя премии, отменить церемонию и не называть победителя, а вместо этого поровну распределить £100 тыс. между десятью художниками.

И вот сейчас победители объявлены, но споры вокруг них не затихают: нужно ли все это вообще выставлять в музее или же оно должно остаться в тех сообществах, к которым эти художники принадлежат?

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+