«Особенных» художников выдвинули на Премию Тёрнера

Коллектив Array. Фото: Alessia Cargnelli/Courtesy Array and Tate Press Office
Коллектив Array.
Фото: Alessia Cargnelli/Courtesy Array and Tate Press Office
№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

Благодаря номинации коллектива нейроразнообразных художников и активистов Project Art Works и другим инициативам в этой области, мир искусства начинает принимать аутсайдеров, но опасность их эксплуатации сохраняется

Год пандемии привлек особое внимание к правам людей с ограниченными возможностями, и мир искусства не остался равнодушным. Об этом говорит номинация на престижную британскую Премию Тёрнера коллектива нейроразнообразных художников и активистов Project Art Works. Кроме того, две работы художницы-самоучки Хелен Рэй вошли в коллекцию Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. В октябре прошлого года Фонд Форда и Фонд Эндрю Меллона объявили о стипендии Disability Futures. А новая онлайн-платформа Art et Al помогает галереям и другим площадкам стать более доступными для художников с ограниченными возможностями. (Термин «нейроразнообразие» включает людей с расстройствами аутистического спектра, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, речевыми расстройствами, дислексией, синдромом Туретта и другими неврологическими и ментальными расстройствами и подразумевает принятие этих людей социумом наравне со всеми и без оглядки на их состояние. — TANR.)

Коллектив Cooking Sections. Фото: Oliver Cowling
Коллектив Cooking Sections.
Фото: Oliver Cowling

По словам Дженнифер Гилберт, главы галереи Jennifer Lauren в Манчестере, представляющей художников-самоучек, нейроразнообразных художников и художников с ограниченными возможностями, номинация Project Art Works на Премию Тёрнера — это «мощное признание». За последний год художественный истеблишмент стал более расположен к сотрудничеству с ее художниками. Но для многих из них такие возможности, как открытые конкурсы и заказы на паблик-арт, по-прежнему недоступны. «Эти художники часто не могут сами заполнить заявку или даже не знают, что такие существуют», — поясняет Гилберт.

Художники, которые имеют проблемы с речью или другие особенности развития, также уязвимы. «Соглашаясь на выставку, я всегда задумываюсь о том, будут ли ко мне относиться справедливо», — говорит Томпсон Холл, художник из лондонской студии ActionSpace. Холл отмечает, что, когда ему предлагают устроить выставку, на ней он может оказаться под ярлыком «аутсайдера», который он не хочет навешивать на себя.

Коллектив художников и активистов Project Art Works. Фото: Project Art Works
Коллектив художников и активистов Project Art Works.
Фото: Project Art Works

«Очень легко использовать тех, кто не получил художественного образования», — отмечает Пейдж Уэри, директор галереи Tierra del Sol в Лос-Анджелесе, которая продает работы художников с ментальными и физическими проблемами. Прежде чем перейти в Tierra del Sol, она в течение пяти лет управляла Good Luck Gallery, которая продавала произведения так называемых аутсайдеров. Некоторые пожилые и авторитетные дилеры советовали ей тогда дешево скупать работы художников-самоучек, а затем поднимать цены на них в несколько раз — она эту идею нашла шокирующей.

Хотя мир искусства постепенно изживает предубеждения, дилеры говорят, что некоторые коллекционеры по-прежнему рассчитывают покупать произведения этих художников за гроши. Соня Даттон, нью-йоркский дилер и участница ярмарки Outsider, описывает типичную картину, когда единицы признанных аутсайдеров старой гвардии, такие как Генри Даргер и Билл Трейлор, продаются по заоблачным ценам, а их не столь известные собратья попадают в один ряд с начинающими художниками. Даттон сетует, что «базовый уровень цен для самоучки, как правило, очень низкий, но, когда я поднимаю цены и объясняю почему, я получаю отказ».

B.O.S.S. artists. Фото: Heodorah Ndovlu
B.O.S.S. artists.
Фото: Heodorah Ndovlu

При этом в некоммерческих студиях работы «особенных» художников стоят ниже $100. Клеа Массиани, куратор Creativity Explored, говорит, что это связано с демократичным подходом: они за то, чтобы давать молодым и малообеспеченным людям возможность покупать искусство.

Однако для нейроразнообразных художников и художников с ограниченными возможностями успех может иметь свою цену. Как в США, так и в Великобритании по закону лица, зарабатывающие больше определенной суммы, могут потерять льготы. Эта проблема особенно остро стоит в Великобритании, где заработок от продажи произведений искусства на сумму всего чуть более £100 в месяц может повлиять на выплаты. По мнению Уэри, есть еще много того, что нужно менять — как в законах, регулирующих доходы художников, так и в отношении стигматизации, которая снижает ценность их работ. «Они современные художники, делающие потрясающие вещи. И цены должны это отражать», — уверена Уэри.

Herbert Art Gallery & Museum
Выставка номинантов Премии Тёрнера
29 сентября 2021 − 12 января 2022
Объявление победителя состоится 1 декабря

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+