18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Подземному гроту английского поэта Александра Поупа вернут блеск и сумрак

№96
Материал из газеты

В своем имении в Твикенхэме, стоявшем на берегу Темзы, классик британской поэзии в первой половине XVIII века устроил рукотворную пещеру, восхищавшую современников. За дело ее восстановления сейчас взялся специально созданный фонд

День за днем ничего не подозревающие водители автотранспорта проезжают над единственной уцелевшей частью одного из самых знаменитых садов георгианской Англии — подземным тоннелем-гротом, который когда-то вел от стоявшего на берегу Темзы дома поэта, сатирика и садового архитектора Александра Поупа (1688–1744) к его рощам, беседкам и храмам.

Гости Поупа прибывали в Твикенхэм по реке и проходили по рукотворной пещере, сверкающей редкими минералами и ископаемыми окаменелостями, а затем поднимались по небольшому откосу в его сад, быть может останавливаясь и присаживаясь на скамейки, чтобы процитировать несколько строк из классической поэзии и полюбоваться кристально чистыми водами ручья. Сам Поуп говорил, что для полного совершенства этому месту не хватает только нимф.

Сейчас тоннель ведет от подвала одной местной школы до двора другой, но по-прежнему считается настолько важным, что фонд «Историческая Англия» включил его в список объектов культурного наследия, находящихся под угрозой. Фонд охраны грота Поупа готовит реставрационный проект стоимостью £400 тыс., который частично финансирует Фонд лотереи «Культурное наследие».

К 1719 году у Поупа, не отличавшегося крепким здоровьем, благодаря успешному и популярному переводу «Илиады» оказалось достаточно средств, чтобы арендовать земельный участок вдали от зловонных соседей вроде кожевенного завода и торговца курами. Вместе с матерью и няней он покинул покрытый сажей Лондон, возвел скромный особняк и до конца своих дней занимался там строительством грота и садов, которыми восхищались среди прочих Сэмюэл Джонсон и Джонатан Свифт.

Сперва он украсил грот раковинами и кристаллами, но, увлекшись на курорте в Бристоле геологией, начал все заново, оформив подземные своды образцами минералов, выложенными в соответствии с геологическими слоями, — сегодня это одна из многих головоломок для реставраторов. Строительные материалы и образцы минералов он получал от друзей, в том числе возы камней от Ральфа Аллена, владельца каменоломен, из добычи которых построен город Бат. Попадали сюда и сталагмиты из пещер Вуки-Хоул в Сомерсете, и характерные шестиугольные куски колонн Дороги гигантов из Антрима в Северной Ирландии, подаренные физиком и естествоиспытателем сэром Гансом Слоуном.

Слава творения Александра Поупа была настолько велика, что в 1745-м, через год после кончины поэта, его садовник Джон Серл составил бесценный иллюстрированный путеводитель по усадьбе. Однако в 1807 году новая владелица леди София Шарлотта Хоу, которой надоели бесчисленные литературные паломники, приказала дом снести. От проекта Поупа до нас дошел только грот-тоннель, а культурный вандализм леди Хоу увековечил ее сосед по имению Уильям Тернер (1775–1851), изобразивший наполовину снесенный дом в наброске «Вилла Поупа в Tвикенхэме во время ее разорения».

Еще одна загадка для реставраторов — местонахождение исчезнувшего родника, из которого, судя по свидетельствам, даже в 1842 году можно было напиться воды. Как бы то ни было, вода там точно есть: она просачивается с дороги вниз, разъедая ржавчиной железные скобы, на которых держатся камни и минералы облицовки, и обнажая кирпичную основу стен. Около железных ворот стоят пластиковые корзины, наполненные спасенными обломками.

Оригинальный вход с реки можно восстановить теперь разве что в цифровом формате, но все же утраты, возникшие из-за обвалов и охотников за сувенирами, поддаются восполнению. Придуманное Поупом сочетание блеска и мрака в значительной мере должно быть воссоздано.

До начала реставрационных работ в следующем году визиты в тоннель возможны только по предварительной записи (когда школа не работает, поскольку попасть туда можно исключительно через школьную столовую). В дальнейшем фонд надеется открывать грот для посетителей более регулярно.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+