18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Маха одетая» из Прадо гостит в Базеле, а «Раздетая» осталась дома

Франсиско Гойя. «Маха одетая». 1800-1805. Фрагмент. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Франсиско Гойя. «Маха одетая». 1800-1805. Фрагмент.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
№96, ноябрь 2021
№96
Материал из газеты

Фонду Бейелера в Базеле посчастливилось получить из Музея Прадо «Маху одетую» Франсиско Гойи на большую выставку художника. Всего в швейцарском фонде представлено 75 картин, 50 рисунков и 50 офортов испанского гения

Фонду Бейелера удалось почти невозможное, им посчастливилось получить «Маху одетую» Франсиско Гойи (1746–1882) на большую выставку испанского художника. Парная ей «Маха обнаженная» осталась дома: она пользуется такой горячей любовью посетителей, что Музей Прадо не готов отправлять ее на другие выставочные площадки.

Всего в Фонде Бейелера представлено 75 картин, 50 рисунков и 50 офортов Гойи. Переговоры об организации этой выставки с Прадо, владеющим самым большим собранием произведений испанского мастера, начались 13 лет назад. Мадридский музей щедро предоставил целых 12 картин и 33 рисунка, но и Фонд Бейелера не остается в долгу: в последнее время в выставках Прадо поучаствовали работы Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти и Пабло Пикассо из его коллекции.

Куратор Фонда Бейелера Мартин Швандер уверен, что это «одна из самых значительных в истории выставок за пределами Испании, посвященных Франсиско Гойе». В экспозицию вошло впечатляющее количество произведений из сторонних коллекций, в том числе еще две картины, изображающие мах (молодых испанок в традиционной одежде). Полотна «Махи на балконе» и «Маха и сводница» (обе 1808–1812) прибыли из частных коллекций; владелец первого из них предпочел остаться анонимным, а второе принадлежит маркизе Алисии Копловиц, одной из богатейших женщин Испании. Весьма вероятно, что две эти картины никогда прежде не выставлялись вместе.

Франсиско Гойя. «Цветочницы (Весна)». 1786. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Франсиско Гойя. «Цветочницы (Весна)». 1786.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid

Восемь жанровых сцен (1806–1810) из собрания Диего дель Алькасара, 10-го маркиза ла Романа, впервые экспонируются за пределами Мадрида. Еще четыре панели (1810–1816), крайне редко попадающие в музейную аренду, передала на выставку в Базеле мадридская Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо.

Вошли в экспозицию и офорты из серии «Капричос» (1797–1799), в том числе самый знаменитый «Сон разума рождает чудовищ», меланхолическая гравюра, на которой иронии и сарказму не удается отбиться от иррационального. Эту подборку предоставил бернский коллекционер Эберхард Корнфельд, глава одного из ведущих аукционных домов Швейцарии.

Фонд Бейелера, обладающий великолепной коллекцией модернизма и современного искусства, подчеркивает, что Гойя оказал огромное влияние на художников последующих поколений. Сюрреалисты 1920-х годов видели в нем родственную душу. Его загадочный художественный мир вызывал восхищение многих испанских мастеров ХХ века, в том числе Пикассо и Жоана Миро. Сегодня Гойя остается образцом для множества художников, которые своим творчеством борются с войной, угнетением, эксплуатацией и невежеством. 

Фонд Бейелера, Базель
«Гойя»
До 23 января 2022

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+