18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Маха одетая» из Прадо гостит в Базеле, а «Раздетая» осталась дома

№96
Материал из газеты

Фонду Бейелера в Базеле посчастливилось получить из Музея Прадо «Маху одетую» Франсиско Гойи на большую выставку художника. Всего в швейцарском фонде представлено 75 картин, 50 рисунков и 50 офортов испанского гения

Фонду Бейелера удалось почти невозможное, им посчастливилось получить «Маху одетую» Франсиско Гойи (1746–1882) на большую выставку испанского художника. Парная ей «Маха обнаженная» осталась дома: она пользуется такой горячей любовью посетителей, что Музей Прадо не готов отправлять ее на другие выставочные площадки.

Всего в Фонде Бейелера представлено 75 картин, 50 рисунков и 50 офортов Гойи. Переговоры об организации этой выставки с Прадо, владеющим самым большим собранием произведений испанского мастера, начались 13 лет назад. Мадридский музей щедро предоставил целых 12 картин и 33 рисунка, но и Фонд Бейелера не остается в долгу: в последнее время в выставках Прадо поучаствовали работы Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти и Пабло Пикассо из его коллекции.

Куратор Фонда Бейелера Мартин Швандер уверен, что это «одна из самых значительных в истории выставок за пределами Испании, посвященных Франсиско Гойе». В экспозицию вошло впечатляющее количество произведений из сторонних коллекций, в том числе еще две картины, изображающие мах (молодых испанок в традиционной одежде). Полотна «Махи на балконе» и «Маха и сводница» (обе 1808–1812) прибыли из частных коллекций; владелец первого из них предпочел остаться анонимным, а второе принадлежит маркизе Алисии Копловиц, одной из богатейших женщин Испании. Весьма вероятно, что две эти картины никогда прежде не выставлялись вместе.

Восемь жанровых сцен (1806–1810) из собрания Диего дель Алькасара, 10-го маркиза ла Романа, впервые экспонируются за пределами Мадрида. Еще четыре панели (1810–1816), крайне редко попадающие в музейную аренду, передала на выставку в Базеле мадридская Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо.

Вошли в экспозицию и офорты из серии «Капричос» (1797–1799), в том числе самый знаменитый «Сон разума рождает чудовищ», меланхолическая гравюра, на которой иронии и сарказму не удается отбиться от иррационального. Эту подборку предоставил бернский коллекционер Эберхард Корнфельд, глава одного из ведущих аукционных домов Швейцарии.

Фонд Бейелера, обладающий великолепной коллекцией модернизма и современного искусства, подчеркивает, что Гойя оказал огромное влияние на художников последующих поколений. Сюрреалисты 1920-х годов видели в нем родственную душу. Его загадочный художественный мир вызывал восхищение многих испанских мастеров ХХ века, в том числе Пикассо и Жоана Миро. Сегодня Гойя остается образцом для множества художников, которые своим творчеством борются с войной, угнетением, эксплуатацией и невежеством. 

Фонд Бейелера, Базель
«Гойя»
До 23 января 2022

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+