18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Премия Кандинского объявила имена лауреатов

Церемония прошла в гибридном формате — жюри и номинанты собрались в Московском музее современного искусства на Петровке, а зрители могли следить за вручением наград в прямом эфире. Двое из трех победителей стали обладателями премии во второй раз

Победителем в номинации «Проект года» и обладателем 1,8 млн руб. стал Андрей Кузькин. Его инсталляция «Молельщики и герои», над которой он трудился в течение трех лет, состоит из 1104 фигурок из хлебного мякиша, размещенных в узких ячейках в молитвенной позе. Часть арт-объектов облита кровью художника. «Здесь я соединил христианский символизм, потому что хлеб — символ тела Иисуса, и русскую тюремную традицию лепки из мякиша», — комментирует художник. Он уже становился обладателем награды в номинации «Проект года» в 2016 году с проектом «Право на жизнь».

Во второй раз премию и 450 тыс. руб. получила и Альбина Мохрякова, победившая в категории «Молодой художник. Проект года». В 2019 году она была признана лучшей с короткометражкой «Каэгха», а в этом году жюри отметило «Рой». По словам самой художницы, это «работа с образом жужжащей воронки из тел молодых парней, которые закручиваются в общую массу, постепенно стирая личное, оставляя отпечаток фрагмента». «По этой же аналогии можно вспомнить о боевых сражениях. Взяв за основу ролики из YouTube, где уральские добровольцы исполняют „танец смерти“, я воспроизвожу ритм военного ритуала, который пропитан ожиданием и ужасом», — объясняет она.

Лучшей в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» стала рукопись «Коллективные формы художественного перформанса в России начала ХХI века» Романа Осминкина. В ней история российского перформанса рассматривается Осминкиным — не только куратором, но и поэтом и перформером — как форма коллективного творческого взаимодействия в социокультурном контексте. Автор исследует генезис перформативных форм человеческого взаимодействия — от ритуалов к авангардным инсценировкам — и показывает, как перформанс, возникший на стыке искусства и театра, стал формировать новые типы общественных отношений.

Работы лауреатов, финалистов и номинантов премии можно увидеть на выставке в Московском музее современного искусства на Петровке до 21 ноября. В этом году из более чем 700 заявок в лонг-лист вошли 34, 16 из них — на «Проект года», 11 — на звание лучшего молодого художника, и семь книг, две из которых пока рукописи.

Премия Кандинского учреждена в 2007 году Международным культурным фондом BREUS Foundation (ранее «АртХроника») по инициативе российского бизнесмена Шалвы Бреуса. Премия присуждается в номинациях «Проект года» (1,8 млн руб.), «Молодой художник. Проект года» (450 тыс. руб.) и «Научная работа. История и теория современного искусства» (приз — издание работы на русском или английском языке). Финалистов отбирает международное жюри. За прошедшие несколько лет победителями Премии Кандинского в номинации «Проект года» стали Евгений Антуфьев (2019), группировка ЗИП (2017), Андрей Кузькин (2016), Андрей Филиппов (2015), Павел Пепперштейн (2014).

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+