18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Для танцхудожника сцена — везде, а эксперимент — всегда

Танцевальный перформанс становится все более заметным явлением в общей картине российского современного искусства. Истории и врожденным особенностям этого жанра посвящена монография Анны Козониной «Странные танцы»

Название книги Анны Козониной для человека, чья юность пришлась на 1990-е, безошибочно отсылает к «Странным танцам», песне постсоветской группы «Технология», клип на которую был снят на станции московского метро «Беляево». Как и песня, первое издание о российских свободных формах танца, вышедшее в серии Garage Dance, — о тех местах, нередко случайных, где рождаются любовь и танец: о городских локациях, галереях современного искусства, арт-центрах.

Три разворота книги «Странные танцы. Tеории и истории вокруг танцевального перформанса в России» автор посвящает терминам, четко фокусируя внимание на несценических формах современного танца. Анна Козонина убеждена, что танцперформанс не случайно дрейфует в сторону институций современного искусства, в последнее время позволяющих себе больше театральности и дающих площадку танцу, который «не принимается консервативным театром». Танцевальный перформанс, экспериментальный, неконвенциональный, «странный» танец — Козонина находит понятные и убедительные определения всем используемым терминам, что заранее снимает много вопросов.

Первая глава книги представляет собой краткую историю современного танца в России и носит название «От Айседоры Дункан до „Айседорина горя“». Немало страниц посвящено анализу кейсов «танцевального кооператива» «Айседорино горе»: существующий с 2012 года дуэт Дарьи Плоховой и Александры Портянниковой прочно вписан в историю перформансами на ВДНХ, в «Зарядье», в ЦДХ, на площади Большого театра, на лавочках около метро «Новые Черемушки», онлайн-квартирниками и разумными играми с технологиями. Через аналогии с американским проектом театра Judson Church 1960–1970-х Козонина разъясняет причины кризиса театрально-танцевального зрелища и стремления авторов перформансов к сконструированной чистоте и аскезе. Обозначает ситуацию: рассматриваемые работы больше нацелены на исследовательский процесс, чем на производство законченного художественного продукта. Обнажает антропологический пунктум: в танцперформансе предлагается интенсивное совместное переживание настоящего момента. Именно о таких работах читать интереснее всего. Козониной удается передать совместность переживания в разборах, скажем, перформансов «108 соло» и «Действие» Александры Конниковой.

Глава «Активно действовать, никого не подавлять» посвящена коллективному творчеству и «горизонтальным» по способу создания перформансам, работающим в первую очередь с разрушением иерархий. Неформальные объединения, знающие, что в России надо жить долго, скажут, что все это уже было, но для практики всегда важен момент «здесь и сейчас». Программа «СОТА» («Современный танец») Дины Хусейн середины 2010-х, резиденция СТД в Рузе при участии исследователя Кати Ганюшиной и костромского дуэта хореографов «Диалог данс», лаборатория Конниковой в Боярских палатах и «Электротеатре», сообщество Лаборатории современного танца Вагановской академии и петербургской студии «Сдвиг» — все эти проекты принципиально и даже в чем-то болезненно стремятся к тому самому разламыванию иерархий. «То, как сделано искусство, часто не менее важно, чем сам предмет искусства», — замечает Козонина. Она говорит о том, что подключение к сообществу происходит только через практику, и о том, что длительность и интенсивность этой практики важнее ее успешности.

Интересны рассуждения автора о стратегиях собственной деколонизации, поскольку много копий уже было сломано в связи с тезисом о том, что российский современный танец — явление заимствованное. Стратегии эти могут быть разными. Тут и работа с местной историей и современностью через тело («Эскалация героизма», «Факультет чувственности», «Советский жест» того же «Айседорина горя», перформанс «Ударница» Татьяны Чижиковой). И переосмысление западноцентричной истории танца (проект студии «Сдвиг» «Субъективная история танца», где танцхудожники через лекции-перформансы предлагают «аффективно-телесный взгляд» на прошлое). Третья стратегия — в создании текстов о танце самими танцхудожниками. Регулярно пишут Анна Кравченко, Вик Лащенов, Дарья Плохова, Александра Портянникова, Дарья Юрийчук.

Анализ коллективной хореографии, практик соучастия, совместных творческих переживаний в российских танцевальных перформансах, пожалуй, самое важное, что есть в книге Анны Козониной. Это разбор воплощений «совместности, которая предполагает постоянное удержание вместе индивидуальных различий». То, что слова для подвига российских танцевальных перформеров найдены, и есть важнейшая заслуга исследователя.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+