18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Для танцхудожника сцена — везде, а эксперимент — всегда

Танцевальный перформанс становится все более заметным явлением в общей картине российского современного искусства. Истории и врожденным особенностям этого жанра посвящена монография Анны Козониной «Странные танцы»

Название книги Анны Козониной для человека, чья юность пришлась на 1990-е, безошибочно отсылает к «Странным танцам», песне постсоветской группы «Технология», клип на которую был снят на станции московского метро «Беляево». Как и песня, первое издание о российских свободных формах танца, вышедшее в серии Garage Dance, — о тех местах, нередко случайных, где рождаются любовь и танец: о городских локациях, галереях современного искусства, арт-центрах.

Три разворота книги «Странные танцы. Tеории и истории вокруг танцевального перформанса в России» автор посвящает терминам, четко фокусируя внимание на несценических формах современного танца. Анна Козонина убеждена, что танцперформанс не случайно дрейфует в сторону институций современного искусства, в последнее время позволяющих себе больше театральности и дающих площадку танцу, который «не принимается консервативным театром». Танцевальный перформанс, экспериментальный, неконвенциональный, «странный» танец — Козонина находит понятные и убедительные определения всем используемым терминам, что заранее снимает много вопросов.

Первая глава книги представляет собой краткую историю современного танца в России и носит название «От Айседоры Дункан до „Айседорина горя“». Немало страниц посвящено анализу кейсов «танцевального кооператива» «Айседорино горе»: существующий с 2012 года дуэт Дарьи Плоховой и Александры Портянниковой прочно вписан в историю перформансами на ВДНХ, в «Зарядье», в ЦДХ, на площади Большого театра, на лавочках около метро «Новые Черемушки», онлайн-квартирниками и разумными играми с технологиями. Через аналогии с американским проектом театра Judson Church 1960–1970-х Козонина разъясняет причины кризиса театрально-танцевального зрелища и стремления авторов перформансов к сконструированной чистоте и аскезе. Обозначает ситуацию: рассматриваемые работы больше нацелены на исследовательский процесс, чем на производство законченного художественного продукта. Обнажает антропологический пунктум: в танцперформансе предлагается интенсивное совместное переживание настоящего момента. Именно о таких работах читать интереснее всего. Козониной удается передать совместность переживания в разборах, скажем, перформансов «108 соло» и «Действие» Александры Конниковой.

Глава «Активно действовать, никого не подавлять» посвящена коллективному творчеству и «горизонтальным» по способу создания перформансам, работающим в первую очередь с разрушением иерархий. Неформальные объединения, знающие, что в России надо жить долго, скажут, что все это уже было, но для практики всегда важен момент «здесь и сейчас». Программа «СОТА» («Современный танец») Дины Хусейн середины 2010-х, резиденция СТД в Рузе при участии исследователя Кати Ганюшиной и костромского дуэта хореографов «Диалог данс», лаборатория Конниковой в Боярских палатах и «Электротеатре», сообщество Лаборатории современного танца Вагановской академии и петербургской студии «Сдвиг» — все эти проекты принципиально и даже в чем-то болезненно стремятся к тому самому разламыванию иерархий. «То, как сделано искусство, часто не менее важно, чем сам предмет искусства», — замечает Козонина. Она говорит о том, что подключение к сообществу происходит только через практику, и о том, что длительность и интенсивность этой практики важнее ее успешности.

Интересны рассуждения автора о стратегиях собственной деколонизации, поскольку много копий уже было сломано в связи с тезисом о том, что российский современный танец — явление заимствованное. Стратегии эти могут быть разными. Тут и работа с местной историей и современностью через тело («Эскалация героизма», «Факультет чувственности», «Советский жест» того же «Айседорина горя», перформанс «Ударница» Татьяны Чижиковой). И переосмысление западноцентричной истории танца (проект студии «Сдвиг» «Субъективная история танца», где танцхудожники через лекции-перформансы предлагают «аффективно-телесный взгляд» на прошлое). Третья стратегия — в создании текстов о танце самими танцхудожниками. Регулярно пишут Анна Кравченко, Вик Лащенов, Дарья Плохова, Александра Портянникова, Дарья Юрийчук.

Анализ коллективной хореографии, практик соучастия, совместных творческих переживаний в российских танцевальных перформансах, пожалуй, самое важное, что есть в книге Анны Козониной. Это разбор воплощений «совместности, которая предполагает постоянное удержание вместе индивидуальных различий». То, что слова для подвига российских танцевальных перформеров найдены, и есть важнейшая заслуга исследователя.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+