18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старинная тюрьма в Калининградской области станет объектом культурного назначения

№96
Материал из газеты

Замок Тапиау, расположенный в городе Гвардейск, некогда служил резиденцией главы Тевтонского ордена, потом на протяжении 200 лет выполнял функции пенитенциарного учреждения, а сейчас трансформируется в музей и туристический центр

На территории Калининградской области насчитывается около полутора десятков средневековых замков постройки XII–XIV веков, принадлежавших Тевтонскому ордену. Большая часть из них пребывает в полуразрушенном состоянии. Замок Тапиау — один из немногих хорошо сохранившихся до наших дней.

Способствовало этому специфическое обстоятельство: на протяжении почти 200 последних лет здесь размещались сначала тюрьма, а потом исправительная колония. И вот в середине сентября 2021 года между Управлением ФСИН по Калининградской области и дирекцией областного историко-художественного музея был подписан договор о передаче комплекса замка, состоящего из 48 зданий, в оперативное распоряжение музея. «Мы давно ждали этого события и получили указания от правительства области начать официальные экскурсии как можно быстрее, — рассказал нашему изданию Сергей Якимов, директор Калининградского областного историко-художественного музея. — К счастью, комплекс находится в приличном состоянии, и уже этой осенью мы планируем провести первую экскурсию для журналистов».

Замок Тапиау начали строить в 1290 году, а с 1457-го здесь одно время даже находилась резиденция главы Тевтонского ордена. С конца XVII века история замка тесно связана с Россией. Петр I побывал в нем во время Великого посольства в Европу в 1697–1698 годах, а в 1758 году в ходе Семилетней войны замок был занят русскими войсками. Несколько позже его передали под приют для стариков, больных и сирот. В эпоху Наполеоновских войн в Тапиау одно время квартировались гвардейские полки Александра I.

До начала XVIII века замок неоднократно перестраивался, в оригинальном виде до наших дней дошел только внутренний флигель. Основная часть сохранившихся построек относится к XVII столетию. В начале XIX века Тапиау приспособили под тюрьму и эту функцию он выполнял до недавней поры. После 1945 года в нем открыли следственный изолятор, с 1960-го здесь размещалась мужская колония общего режима УФСИН. В разные годы в сохранившемся рыцарском корпусе конца XIII века располагались спортзал, столовая, жилые помещения.

«Реставрации в Тапиау не было со времен Тевтонского ордена, но здания по сравнению с другими такого рода объектами на территории Калининградской области находятся во вполне удовлетворительном состоянии, — считает Сергей Якимов. — Хотя, безусловно, первоочередные работы по обновлению крыш и стен начнутся здесь в ближайшее время».

Главным объектом осмотра станет замковый корпус. В нем, как рассказал директор музея, сохранились все архитектурные элементы эпохи: готические своды, переходы, даже частично облицовка стен. Планируется использовать средневековый корпус не только для обзорных экскурсий, но и для тематических выставок и исторических экспозиций. Например, в 2022 году — к 350-летию со дня рождения Петра I — здесь будет открыта выставка, посвященная первому российскому императору.

Правда, окончательный проект развития замка Тапиау еще не утвержден, сейчас только начата разработка проектно-сметной документации. По словам директора музея, на создание здесь современной историко-культурной зоны могут потребоваться миллиарды рублей. Власти Калининградской области уже пообещали поддержку в реализации крупного инвестиционного проекта, который позволит сделать Тапиау частью большого туристического водного маршрута. Предварительно планируется, что в замке появится не только музей, но и гостиницы, а также площадки для исторических и музыкальных шоу.

Но есть одна сложность, преодоление которой государство все же не готово взять на себя: в бывшей колонии живут 24 кота, охраняющие комплекс от крыс и мышей. «Мы очень рассчитываем, что музейное сообщество подскажет нам, как решить эту проблему, — говорит Сергей Якимов. — Планируем перенять опыт Государственного Эрмитажа».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+