Внутри Северного речного вокзала появился «черный ящик» воспоминаний

Инсталляция включает фрагменты кинохроники 1930-х годов. Фото: Музей транспорта Москвы
Инсталляция включает фрагменты кинохроники 1930-х годов.
Фото: Музей транспорта Москвы

В здании Северного речного вокзала открылась инсталляция «Комната особого назначения», в которой архитектор Александр Бродский и группа авторов рассказывают историю строительства канала Москва — Волга

Автором инсталляции «Комната особого назначения» заявлен архитектор Александр Бродский, хотя он всего лишь самый титулованный участник проекта. Суть его состояла в том, чтобы разными средствами рассказать историю строительства канала Москва — Волга, грандиозного комплекса гидротехнических сооружений, апофеозом которого стал Северный речной вокзал.

Помимо Бродского, отвечавшего за архитектуру, в проекте приняли участие режиссер и сценограф Илья Шагалов (видеоинсталляция), саунд-дизайнер Артем Маркарьян aka ITSU (звуковое сопровождение), Юрий Шведов (монтаж архивных материалов), Илья Франс (автор текстов). Вдохновляли художников исполнительный продюсер Алина Крочева, куратор Софья Симакова и директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Насколько сам вокзал, особенно после образцовой реставрации (эта работа награждена Премией The Art Newspaper Russia в разделе «Реставрация года» в 2021 году), впечатляет своим гармоничным ренессансным видом, настолько чудовищны обстоятельства всей стройки — детища Дмитлага, стоившего жизни сотням тысяч заключенных. Но как рассказать об этом в обстоятельствах сегодняшнего дня, когда вокзал стал модной достопримечательностью и люди, пришедшие полюбоваться им, скорее всего, не готовы погружаться в пучины — словами одного из авторов, Ильи Шагалова — «беспроглядной, беспросветной хтони»?

Художники изложили историю метафорически, не умаляя драматизма, и одновременно возвышенно, как о подвиге. Бродский придумал «черный ящик» — наподобие тех, что остаются после крушения самолетов и хранят самую важную информацию. Шагалов, просмотрев сотни документов и переболев темой, сделал трехканальную видеоинсталляцию — ее показывают внутри куба. Это фрагменты кинохроники 1930-х годов, оцифрованные чертежи и фотодокументы. Изображение подкреплено рваным, авангардным звуковым рядом. Помимо этого, вокруг куба в специально сделанных витринах представлены документы, оформленные методом монтажа в духе Александра Родченко. Одним словом, здесь важны все составляющие.

Комната-куб, созданная Александром Бродским. Фото: Музей транспорта Москвы
Комната-куб, созданная Александром Бродским.
Фото: Музей транспорта Москвы

По словам Ильи Шагалова, ему хотелось передать ужас произошедшего и одновременно невообразимый героизм участников тех событий. Знакомясь с документами, он был поражен тем, насколько обезличенной предстает в них людская масса: не только рядовые строители, но и квалифицированные архитекторы превращались в винтики большого механизма. Стройка была беспримерной борьбой со стихией — водой. В середине 1930-х жителей СССР занимали два события: во-первых, полное солнечное затмение 19 июня 1936 года, а во-вторых, завершение строительства канала Москва — Волга. Наверное, по масштабу космическое явление было сопоставимо с земными делами. По прошествии почти 90 лет сооружение канала уж точно кажется нам делом титанов. С трудом поддается осмыслению, что искусственную реку длиной 128 км и шириной 80 м соорудили, перебросив по ходу через горы, с помощью кирок и лопат.

Всю инсталляцию поместили в так называемую комнату особого назначения. Функция этого помещения до сих пор точно не известна. Сразу после завершения реставрации в 2020 году ее неформально называли «комнатой Сталина», даже поставили туда соответствующую кабинетную мебель: стол, стулья, диван, шкаф. Но вождь вряд ли бывал на вокзале больше двух раз — комната, скорее всего, предназначалась для ВИП-гостей. Благодаря инсталляции Бродского и его соавторов символический смысл роскошного кабинета поменялся на противоположный. Отныне комната — не невольное напоминание о партноменклатуре и палачах, а совершенно осознанный памятник реальным героям.

Посмотреть инсталляцию можно бесплатно или в рамках общих экскурсий по вокзалу, которые устраивает Музей транспорта Москвы.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+