18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Внутри Северного речного вокзала появился «черный ящик» воспоминаний

В здании Северного речного вокзала открылась инсталляция «Комната особого назначения», в которой архитектор Александр Бродский и группа авторов рассказывают историю строительства канала Москва — Волга

Автором инсталляции «Комната особого назначения» заявлен архитектор Александр Бродский, хотя он всего лишь самый титулованный участник проекта. Суть его состояла в том, чтобы разными средствами рассказать историю строительства канала Москва — Волга, грандиозного комплекса гидротехнических сооружений, апофеозом которого стал Северный речной вокзал.

Помимо Бродского, отвечавшего за архитектуру, в проекте приняли участие режиссер и сценограф Илья Шагалов (видеоинсталляция), саунд-дизайнер Артем Маркарьян aka ITSU (звуковое сопровождение), Юрий Шведов (монтаж архивных материалов), Илья Франс (автор текстов). Вдохновляли художников исполнительный продюсер Алина Крочева, куратор Софья Симакова и директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Насколько сам вокзал, особенно после образцовой реставрации (эта работа награждена Премией The Art Newspaper Russia в разделе «Реставрация года» в 2021 году), впечатляет своим гармоничным ренессансным видом, настолько чудовищны обстоятельства всей стройки — детища Дмитлага, стоившего жизни сотням тысяч заключенных. Но как рассказать об этом в обстоятельствах сегодняшнего дня, когда вокзал стал модной достопримечательностью и люди, пришедшие полюбоваться им, скорее всего, не готовы погружаться в пучины — словами одного из авторов, Ильи Шагалова — «беспроглядной, беспросветной хтони»?

Художники изложили историю метафорически, не умаляя драматизма, и одновременно возвышенно, как о подвиге. Бродский придумал «черный ящик» — наподобие тех, что остаются после крушения самолетов и хранят самую важную информацию. Шагалов, просмотрев сотни документов и переболев темой, сделал трехканальную видеоинсталляцию — ее показывают внутри куба. Это фрагменты кинохроники 1930-х годов, оцифрованные чертежи и фотодокументы. Изображение подкреплено рваным, авангардным звуковым рядом. Помимо этого, вокруг куба в специально сделанных витринах представлены документы, оформленные методом монтажа в духе Александра Родченко. Одним словом, здесь важны все составляющие.

По словам Ильи Шагалова, ему хотелось передать ужас произошедшего и одновременно невообразимый героизм участников тех событий. Знакомясь с документами, он был поражен тем, насколько обезличенной предстает в них людская масса: не только рядовые строители, но и квалифицированные архитекторы превращались в винтики большого механизма. Стройка была беспримерной борьбой со стихией — водой. В середине 1930-х жителей СССР занимали два события: во-первых, полное солнечное затмение 19 июня 1936 года, а во-вторых, завершение строительства канала Москва — Волга. Наверное, по масштабу космическое явление было сопоставимо с земными делами. По прошествии почти 90 лет сооружение канала уж точно кажется нам делом титанов. С трудом поддается осмыслению, что искусственную реку длиной 128 км и шириной 80 м соорудили, перебросив по ходу через горы, с помощью кирок и лопат.

Всю инсталляцию поместили в так называемую комнату особого назначения. Функция этого помещения до сих пор точно не известна. Сразу после завершения реставрации в 2020 году ее неформально называли «комнатой Сталина», даже поставили туда соответствующую кабинетную мебель: стол, стулья, диван, шкаф. Но вождь вряд ли бывал на вокзале больше двух раз — комната, скорее всего, предназначалась для ВИП-гостей. Благодаря инсталляции Бродского и его соавторов символический смысл роскошного кабинета поменялся на противоположный. Отныне комната — не невольное напоминание о партноменклатуре и палачах, а совершенно осознанный памятник реальным героям.

Посмотреть инсталляцию можно бесплатно или в рамках общих экскурсий по вокзалу, которые устраивает Музей транспорта Москвы.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+