18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Иван Плющ: искусственный интеллект и художественная вольность

Петербургский художник Иван Плющ, работающий с живописью и инсталляцией, открыл в Москве две выставки, одна из которых создана в соавторстве с искусственным интеллектом

Только что открывшаяся в Московском музее современного искусства ретроспектива «Театр Плюща» (до 30 января) объединила ключевые работы художника от начала его карьеры и до сегодняшнего дня. На ней представлены и его большие инсталляции, и живописные произведения — два основных направления, в которых работает Иван Плющ.

Однажды по дороге из Санкт-Петербурга в Москву он и куратор Дмитрий Озерков заговорили о будущем искусства в связи с новыми технологиями. Они обсуждали давний вопрос о том, может ли машина заменить художника-творца. Дорога была длинная, дискуссия увлекательная, и вопрос сильно увлек Плюща. Несколько лет спустя он нашел своеобразный ответ на него, сделав совместный проект с искусственным интеллектом.

В новой работе под названием «После всего/После всех» он использует технологию ГСС — генеративно-состязательных сетей. Плющ загружает сет визуальных данных об определенных повседневных предметах, после чего машина генерирует изображения и видео с собственным видением заданной темы. Художник считает, что искусственному интеллекту осталось несколько лет до выработки человеческого восприятия, так как машина способна переварить огромный объем визуальных данных. Эти изображения затем ложатся в основу произведений самого художника: он либо превращает их в видео, либо использует в качестве набросков к картинам. Первую часть этого проекта представили в Санкт-Петербурге под названием «Стул», отсылающим к знаменитой концептуальной работе Джозефа Кошута 1965 года «Один и три стула». В число других образов, претерпевающих эту творческую трансформацию (и тоже предваряемых словом «после»), входят «религия», «дом», «порно», «я», «ты», «война». Сейчас их можно увидеть в Москве в галерее pop/off/art на выставке «После сингулярности» (до 4 декабря).

Иван Плющ сперва шутит, что ГСС — его соавтор, но сразу же берет эти слова обратно: «Нет, на самом деле это, конечно же, просто инструмент». Но чувство смутного беспокойства остается. Художник признает, что некоторые результаты не поддаются рациональному объяснению. Например, искусственный интеллект оставил изображения икон практически без изменений; кроме того, он выделил изображения электрических стульев из всей остальной массы. Плющ также говорит о проблеме авторских прав: пока что они полностью принадлежат ему, но в какой степени это справедливо и будет ли так всегда?

Использование искусственного интеллекта само по себе не ново, но показательно именно то, как художник работает с ним и что это говорит нам о его собственной позиции. Он экспериментирует с технологией за закрытыми дверьми, превращая в высказывание сам факт ее наличия, но затем кисть художника размывает и практически стирает границу между ним самим и машиной и оказывается ультимативным агентом контроля.

Считает ли он, что искусственный интеллект представляет угрозу его художественному видению? Быть может, это шутливая попытка предвосхитить грядущее собственное поражение — принять врага прежде, чем тот сбросит тебя за борт? Нет, Плющ не чувствует угрозы со стороны виртуальных художников и виртуального искусства. «Привлекательность физических объектов никуда не денется до тех пор, пока у нас остается ощущение материальности», — уверен он.

Это чувство материи и физического существования играет ключевую роль для Плюща, выпускника факультета монументально-декоративного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица. Факультет, по собственному признанию художника, сильно повлиял на него, несмотря на несколько старомодный подход.

Его образование началось в еще более консервативном художественном училище, из которого Плюща исключили за слишком вольное обращение с формой и композицией, когда он изобразил дуэль Пушкина с точки зрения умирающего поэта. По сравнению с училищем факультет монументально-декоративного искусства был даже раскрепощающим и привил художнику любовь к крупномасштабным конструкциям.

Параллельно он посещал лекции в «Про Арте» — небольшой петербургской институции, занимающейся современным искусством с упором на теорию. Поворотной стала поездка в Берлин в 2006 году. Плющ вернулся домой, полный решимости воссоздать увиденную там бурлящую атмосферу творческого обмена, и вместе с соученицей Анастасией Шавлоховой открыл студию «Непокоренные». Она стала одним из центров художественной сцены Санкт-Петербурга, где сам Плющ, у которого в 2007 году здесь появилась первая настоящая мастерская, и другие молодые художники получили возможность развивать свое художественное образование и карьеру. Побывав там в 2008 году, я запомнила атмосферу бескомпромиссности, необузданности и созидания.

Иван Плющ начал создавать смелые инсталляции; мне посчастливилось увидеть «Процесс прохождения» (2014) в параллельной программе Manifesta 10 в Санкт-Петербурге. До нелепости длинная красная ковровая дорожка, протянутая по диагонали в помпезном зале Первого кадетского корпуса над грудой старых стульев и сценой, с которой когда-то выступал Ленин, и завершающаяся складками под потолком, создает врезающееся в память ощущение осязаемой, телесной абсурдности. Это такое подстегивающее мысль зрелище, в котором есть все, что нужно для гигантской инсталляции. В «Механизме бессмертия» (2018) Плющ поместил в пространстве нижегородского Арсенала старые аттракционы из парка развлечений, вновь играя с воздействием тревожных физических ощущений, которые призваны порождать эти предметы. «Вы физически ощущаете пространство, воздух, объем и размер этого объекта: как он достает практически до горизонта, какой он огромный. Вы чувствуете, что можете пройти его насквозь, его высоту, его страх и трепет, тревожное и сюрреалистичное чувство», — так своеобразно автор говорит о художественной силе своих инсталляций.

Монументальность и страсть к физической, телесной интеракции между зрителем и пространством глубоко укоренились в его творчестве — возможно, благодаря учебе на факультете монументалистики. Несмотря на это, он постоянно возвращается к живописи, тоже очень осязаемо телесной. Его визитной карточкой стала стекающая в сторону краска. В ней есть и амбивалентная маскулинная чувственность, и что-то от неубиваемых клише — Джексона Поллока и Фрэнсиса Бэкона, но все это покрыто густым слоем постмодернистского самоосмысления. Плющ мастерски объединяет в одном полотне разные живописные стили, одновременно демонстрируя экспрессивность и отрицая ее. Слои смыслов аккумулируются как в сюжете картины, так и в умолчаниях и мазках. В этих слоях разворачивается рассуждение о памяти, личности, опыте и отсутствии.

Московский музей современного искусства
«Театр Плюща»
До 30 января 2022

Материал был впервые опубликован на английском языке в Russian Art Focus (№ 36, ноябрь 2021 года).

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+