Швейцарская часовая мануфактура Audemars Piguet за последний год представила немало интересных новинок, но премьеры бренда на этом не заканчиваются. Уже много лет Audemars Piguet выступает активным инициатором проектов и щедрым меценатом в области современного искусства. Будучи постоянным партнером Art Basel, в рамках этого крупнейшего смотра галерей со всего мира часовая мануфактура ежегодно представляет особую экспозицию, приглашая гостей ярмарки на собственный стенд. Однако из-за пандемии, которая вынудила многих пересмотреть планы и подстроиться под новые реалии, несколько выпусков Art Basel проходили в онлайн-формате, лишая зрителей возможности воочию оценить труды художников. Именно поэтому очередную ярмарку Art Basel, которая стала юбилейной, 50-й, все так ждали. По такому случаю в Audemars Piguet несколько отступили от привычной схемы, и на Art Basel 2021 композиция «вселенная данных 3» художника Рёдзи Икеды, созданная при поддержке подразделения Audemars Piguet Contemporary, была представлена в качестве самостоятельного произведения в разделе Unlimited, уникальной площадке для крупномасштабных работ, выходящих за рамки традиционного стенда арт-ярмарки.
Третий и последний релиз самого сложного в творчестве художника замысла стал заключительной главой в его аудиовизуальном исследовании природы, основанном на big data (больших объемах данных), которое Икеда вел с начала 2000-х годов.
«Поддержав в 2015 году проект создания „вселенной данных“, мы отправились вместе с Рёдзи в необыкновенное путешествие. Каждый новый релиз этого произведения привлекал внимание мировой аудитории. Мы счастливы, что третья, заключительная его часть появилась в такой важный момент в мировом календаре событий в искусстве, что является наглядным свидетельством мастерства Рёдзи», — рассказывает куратор художественных проектов Audemars Piguet Contemporary Дени Перне.
Несмотря на то что Рёдзи Икеда в первую очередь музыкант и автор электронной музыки, параллельно он смог завоевать статус одного из ведущих мультимедийных художников современности. Работы Икеды основаны на его собственных исследованиях, опирающихся на большие наборы данных, и представлены во множестве форматов — от иммерсивных перформансов и аудиовизуальных инсталляций до книг и компакт-дисков. В центре творческого исследования художника находятся звук и свет, которые он рассматривает с математической точки зрения, облекая свои выводы в художественную форму. При этом Икеда не боится экспериментировать с частотами и масштабами, с трудом воспринимаемыми человеческим ухом и разумом, отображая непостижимые явления с помощью числовых систем и сгенерированных компьютером изображений. Его сложносоставные произведения отражают прогрессирующую цифровизацию общества и позволяют зрителям визуально и акустически ощущать цифровые вселенные и погружаться в них. Несколько лет назад одну из инсталляций художника — «вселенную кодов» — можно было увидеть в Москве. В честь своего десятилетия музей «Гараж» организовал показ одной из «вселенных» Икеды в рамках проекта IAM.
Сам Рёдзи Икеда считает трилогию «вселенная данных» кульминацией своего творчества. Эти идеально синхронизированные композиции стали плодом двух десятилетий поисков, во время которых художник с его командой обрабатывал, транскрибировал и трансформировал находящиеся в открытом доступе научные данные из таких учреждений, как ЦЕРН, НАСА и проект «Геном человека». Трилогия, создание которой поддержало подразделение Audemars Piguet Contemporary в 2015 году, состоит из трех видеоинсталляций в формате высокой четкости DCI-4K, сопровождаемых минималистским электронным саундтреком. Отражая личное восприятие художником гипнотической картины разнообразных измерений нашего мира, «вселенная данных» увлекает зрителя в путешествие по всему космосу: от микромира через мир человека к макромиру.
Премьера первой части проекта «вселенная данных 1» состоялась на 58-й Венецианской биеннале в 2019 году. В декабре того же года уже две его главы — «вселенная данных 1» и «вселенная данных 2» — экспонировались в Музее современного искусства в Вольфсбурге. Всю трилогию целиком можно было увидеть на персональной выставке художника «Рёдзи Икеда» в лондонском арт-центре 180 Studios, где «вселенная данных» в полном составе стала центральным произведением экспозиции. Кураторами и продюсерами этой выставки выступили компания The Vinyl Factory и журнал Fact совместно с Audemars Piguet Contemporary.
«Инсталляции Рёдзи Икеды в своем взаимодействии с традициями света и пространства, а также концептуального искусства необыкновенно созвучны основным принципам программы нашей галереи. Мы с большим удовольствием представили композицию „вселенная данных 3“ (2021) на выставке Art Basel. Это поистине трансцендентальное произведение», — говорит Альмина Реш, основательница галереи Almine Rech.