18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сквозь вселенные: видение big data от Рёдзи Икеды

Новаторская аудиовизуальная инсталляция художника, созданная при поддержке Audemars Piguet, была представлена на ярмарке Art Basel в Швейцарии и стала заключительной главой в его многолетнем исследовании природы

Швейцарская часовая мануфактура Audemars Piguet за последний год представила немало интересных новинок, но премьеры бренда на этом не заканчиваются. Уже много лет Audemars Piguet выступает активным инициатором проектов и щедрым меценатом в области современного искусства. Будучи постоянным партнером Art Basel, в рамках этого крупнейшего смотра галерей со всего мира часовая мануфактура ежегодно представляет особую экспозицию, приглашая гостей ярмарки на собственный стенд. Однако из-за пандемии, которая вынудила многих пересмотреть планы и подстроиться под новые реалии, несколько выпусков Art Basel проходили в онлайн-формате, лишая зрителей возможности воочию оценить труды художников. Именно поэтому очередную ярмарку Art Basel, которая стала юбилейной, 50-й, все так ждали. По такому случаю в Audemars Piguet несколько отступили от привычной схемы, и на Art Basel 2021 композиция «вселенная данных 3» художника Рёдзи Икеды, созданная при поддержке подразделения Audemars Piguet Contemporary, была представлена в качестве самостоятельного произведения в разделе Unlimited, уникальной площадке для крупномасштабных работ, выходящих за рамки традиционного стенда арт-ярмарки.

Третий и последний релиз самого сложного в творчестве художника замысла стал заключительной главой в его аудиовизуальном исследовании природы, основанном на big data (больших объемах данных), которое Икеда вел с начала 2000-х годов.

«Поддержав в 2015 году проект создания „вселенной данных“, мы отправились вместе с Рёдзи в необыкновенное путешествие. Каждый новый релиз этого произведения привлекал внимание мировой аудитории. Мы счастливы, что третья, заключительная его часть появилась в такой важный момент в мировом календаре событий в искусстве, что является наглядным свидетельством мастерства Рёдзи», — рассказывает куратор художественных проектов Audemars Piguet Contemporary Дени Перне.

Несмотря на то что Рёдзи Икеда в первую очередь музыкант и автор электронной музыки, параллельно он смог завоевать статус одного из ведущих мультимедийных художников современности. Работы Икеды основаны на его собственных исследованиях, опирающихся на большие наборы данных, и представлены во множестве форматов — от иммерсивных перформансов и аудиовизуальных инсталляций до книг и компакт-дисков. В центре творческого исследования художника находятся звук и свет, которые он рассматривает с математической точки зрения, облекая свои выводы в художественную форму. При этом Икеда не боится экспериментировать с частотами и масштабами, с трудом воспринимаемыми человеческим ухом и разумом, отображая непостижимые явления с помощью числовых систем и сгенерированных компьютером изображений. Его сложносоставные произведения отражают прогрессирующую цифровизацию общества и позволяют зрителям визуально и акустически ощущать цифровые вселенные и погружаться в них. Несколько лет назад одну из инсталляций художника — «вселенную кодов» — можно было увидеть в Москве. В честь своего десятилетия музей «Гараж» организовал показ одной из «вселенных» Икеды в рамках проекта IAM.

Сам Рёдзи Икеда считает трилогию «вселенная данных» кульминацией своего творчества. Эти идеально синхронизированные композиции стали плодом двух десятилетий поисков, во время которых художник с его командой обрабатывал, транскрибировал и трансформировал находящиеся в открытом доступе научные данные из таких учреждений, как ЦЕРН, НАСА и проект «Геном человека». Трилогия, создание которой поддержало подразделение Audemars Piguet Contemporary в 2015 году, состоит из трех видеоинсталляций в формате высокой четкости DCI-4K, сопровождаемых минималистским электронным саундтреком. Отражая личное восприятие художником гипнотической картины разнообразных измерений нашего мира, «вселенная данных» увлекает зрителя в путешествие по всему космосу: от микромира через мир человека к макромиру.

Премьера первой части проекта «вселенная данных 1» состоялась на 58-й Венецианской биеннале в 2019 году. В декабре того же года уже две его главы — «вселенная данных 1» и «вселенная данных 2» — экспонировались в Музее современного искусства в Вольфсбурге. Всю трилогию целиком можно было увидеть на персональной выставке художника «Рёдзи Икеда» в лондонском арт-центре 180 Studios, где «вселенная данных» в полном составе стала центральным произведением экспозиции. Кураторами и продюсерами этой выставки выступили компания The Vinyl Factory и журнал Fact совместно с Audemars Piguet Contemporary.

«Инсталляции Рёдзи Икеды в своем взаимодействии с традициями света и пространства, а также концептуального искусства необыкновенно созвучны основным принципам программы нашей галереи. Мы с большим удовольствием представили композицию „вселенная данных 3“ (2021) на выставке Art Basel. Это поистине трансцендентальное произведение», — говорит Альмина Реш, основательница галереи Almine Rech.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+