18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Критик Федор Ромер умер от ковида

Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках

Филолог по образованию, окончивший МГУ со специализацией на Василии Розанове, Александр Панов появился в московском арт-сообществе в середине 1990-х. Ему нравилось стилизовать себя под нигилиста XIX века: длинные волосы, суконная тужурка, намеренно архаичный стиль. Свой псевдоним — Федор Ромер — он тоже нашел в прошлом, ему казалось правильным зваться именем забытого русского писателя XIX века. Но при этом его статьи о выставках и художниках, которые он начал публиковать в «Независимой газете», отвечали нерву эпохи перемен. Он сдружился с самыми авангардными людьми — писал тексты для галереи XL, позже активно участвовал в деяниях Николая Полисского и фактически написал для него идеологическую программу проекта «Никола-Ленивецкие промыслы», где соавторами современного художника выступают крестьяне — тут тоже были отсылки к российской истории народничества и художественных артелей. Кстати, именно он придумал название «Архстояние» для фестиваля в Никола-Ленивце, который теперь стал знаменитым.  Александр Панов принимал участие во многих проектах: например, был сокуратором Ширяевской биеннале под Самарой и сам курировал выставки.  Его героями становились самые разные художники — от буйных акционистов до тихих метафизиков;  в его статьях можно найти весь спектр современного русского искусства — от Олега Кулика до Хаима Сокола.

Александру Панову нравилось быть радикалом, отстаивать не самые популярные в художественной среде идеи (например, он был ярым поклонником Александра Проханова как писателя). Но, где бы ни работал критик Федор Ромер — а он писал для разных авторитетных изданий, от журналов «Артхроника» и «Итоги» до газеты «Коммерсантъ» и «Новой газеты», — читатели всегда получали образцы тонкого, иногда язвительного, блестящего письма, которое само по себе может быть культурной ценностью, даже если вы не согласны с автором в его взглядах.

В текст внесены изменения 3.11

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+