18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Критик Федор Ромер умер от ковида

Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках

Филолог по образованию, окончивший МГУ со специализацией на Василии Розанове, Александр Панов появился в московском арт-сообществе в середине 1990-х. Ему нравилось стилизовать себя под нигилиста XIX века: длинные волосы, суконная тужурка, намеренно архаичный стиль. Свой псевдоним — Федор Ромер — он тоже нашел в прошлом, ему казалось правильным зваться именем забытого русского писателя XIX века. Но при этом его статьи о выставках и художниках, которые он начал публиковать в «Независимой газете», отвечали нерву эпохи перемен. Он сдружился с самыми авангардными людьми — писал тексты для галереи XL, позже активно участвовал в деяниях Николая Полисского и фактически написал для него идеологическую программу проекта «Никола-Ленивецкие промыслы», где соавторами современного художника выступают крестьяне — тут тоже были отсылки к российской истории народничества и художественных артелей. Кстати, именно он придумал название «Архстояние» для фестиваля в Никола-Ленивце, который теперь стал знаменитым.  Александр Панов принимал участие во многих проектах: например, был сокуратором Ширяевской биеннале под Самарой и сам курировал выставки.  Его героями становились самые разные художники — от буйных акционистов до тихих метафизиков;  в его статьях можно найти весь спектр современного русского искусства — от Олега Кулика до Хаима Сокола.

Александру Панову нравилось быть радикалом, отстаивать не самые популярные в художественной среде идеи (например, он был ярым поклонником Александра Проханова как писателя). Но, где бы ни работал критик Федор Ромер — а он писал для разных авторитетных изданий, от журналов «Артхроника» и «Итоги» до газеты «Коммерсантъ» и «Новой газеты», — читатели всегда получали образцы тонкого, иногда язвительного, блестящего письма, которое само по себе может быть культурной ценностью, даже если вы не согласны с автором в его взглядах.

В текст внесены изменения 3.11

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+