18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нил Ректор: «Однажды коллекционеры проснутся и осознают, насколько важно русское искусство»

№95
Материал из газеты

Американский коллекционер советского андерграунда рассказывает о себе и о мотивах, побудивших его коллекционировать русское современное искусство

Внешность обманчива. В следующий раз, глядя на смотрителя в музее, не думайте, что он непременно следит за вами. Быть может, на самом деле он изу­чает произведения искусства на стенах. Бывший юрист и специалист по страхованию из Америки Нил Ректор, собравший одну из самых впечатляющих коллекций советских нонконформистов, включающую знаковые работы Олега Васильева (1931–2013), Ильи Кабакова (р. 1933), Виталия Комара (р. 1943) и Александра Меламида (р. 1945), Александра Косолапова (р. 1943), вспоминает, что подработка смотрителем в галерее повлияла на его формирование как коллекционера. Годы спустя ему захотелось воспроизвести этот опыт существования среди искусства.

Биография

Нил Ректор
Основатель Rector & Associates, Inc; коллекционер

1958 родился в Северной Каролине, США
Живет в городе Колумбус в штате Огайо

Образование
1980
 Университет Уэйк-Форест, бакалавр экономики и английского языка
1983 Юридический факультет УниверситетаСеверной Каролины, доктор юридических наук

Карьера
1983–1988
 партнер в юридической фирме Vorys, Sater, Seymour and Pease LLP
1988–1991 заместитель директора Департамента страхования Огайо
1999 основал консалтинговую фирму в области страхования Rector & Associates, Inc, где остается старшим косультантом
С конца 1990-х собирает послевоенное и современное искусство России, Словении и других стран
С 2012 член Фонда друзей Эрмитажа
Входит в число основателей комитета русского искусства в Тейт Модерн (Лондон)
Выставки произведений из его коллекции прошли в Художественном музее города Колумбус в Огайо (2017) и Колумбийском художественном музее в Южной Каролине (2021)

Еще…

Ректор пришел к русскому современному искусству через оп-арт. Его особенно интересовало творчество американского художника польского происхождения Джулиана Станчака (1928–2017) и то, что его вдохновляли не только немецкий Баухаус и нидерландская группа De Stijl, но и русский авангард. Это привело коллекционера к вопросу: каким образом эти же истоки проявились и развились в русском современном искусстве послевоенной эпохи? Так он пришел к московскому концептуализму и к тому, что часто называют «вторым авангардом».

Нил Ректор родился в Северной Каролине в семье военного и провел детство в переездах. Он разговаривает тихо и без напора и относится к категории коллекционеров, которые, в отличие от шумных экстравертов, предпочитают оставаться в тени, за кулисами.

Этим летом в Колумбийском художественном музее с успехом прошла выставка произведений из коллекции Ректора The Ironic Curtain: Art From the Soviet Underground (название можно перевести как «Занавес иронии. Искусство советского андерграунда», оно обыгрывает сходство английских слов iron — «железный» и ironic — «ироничный»). Задача проекта — не только и не столько воздать дань его коллекции, сколько привлечь внимание американской публики к русскому искусству. И это выставке удалось с лихвой. «По-моему, все, начиная с музейных директоров, были поражены тем, как живо люди реагируют на произведения. Но, полагаю, в этом нет ничего удивительного. В конце концов, если произведение находит отклик в моей душе — человека, никак не связанного с Россией, то почему бы ему не найти отклик в душах других людей?» Это уже вторая выставка русского искусства из его коллекции; первая состоялась в 2017 году в городе Колумбус в Огайо и получила название «Красный горизонт» по одной из самых известных картин Эрика Булатова (она входит в собрание Музея искусства авангарда (MAGMA), в коллекции Ректора находится ее карандашный набросок).

У коллекционирования искусства есть определенные этические аспекты, нечасто становящиеся предметом обсуждения, но Нил Ректор открыто говорит о собственных сомнениях. Этично ли инвестировать в искусство, когда на свете существует столько насущных проблем? Для Ректора коллекционирование — это способ сохранить и защитить произведение. Искусство нонконформистов десятилетиями оставалось подпольным и обладало ничтожно низкой рыночной стоимостью еще довольно долго после падения Советского Союза, поэтому такой подход к защите художественного наследия действительно помогал ему выжить.

Коллекция советского нонконформизма — как живописи, так и фотографии — не единственное собрание Ректора такого рода. У него есть подборки произведений словенского коллектива NSK (Neue Slowenische Kunst, «Новое словенское искусство»), процессуально-ориентированной современной фотографии и остросоциальной фотографии авторства небелых женщин. Все эти сферы коллекционирования сейчас находятся в тени, вдалеке от блеска современного арт-рынка. Он также обладает значительным собранием произведений на бумаге знаменитых мейнстримных авторов и отлично разбирается в рынке современного искусства, что дает ему уникальное видение материала.

Ректор связывает огромный разрыв между рынком российского и американского современного искусства с геополитикой — как прошлого, так и современной. «Думаю, в числе основных причин — разъединенность Востока и Запада в советский период; из-за нее творчество нонконформистов не было встроено в более широкий контекст арт-рынка своего времени. И разумеется, продолжающиеся политические сложности и напряженность постсоветской эпохи», — говорит коллекционер. И хотя прочный устоявшийся рынок нонконформистского и русского современного искусства до сих пор отсутствует, Ректор находит основания для оптимизма в том, что международные музеи исследуют, заново оценивают и приобретают его. В числе таких инициатив он называет REEAC (Russia & Eastern Europe Acquisitions Committee, Комитет по приобретению искусства России и Восточной Европы) в Тейт Модерн, в учреждении которого он принимал участие, программу C-MAP (Contemporary and Modern Art Perspectives, «Перспективы современного искусства и модернизма») нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) и недавние приобретения Центра Помпиду. «Музеи намного опережают коллекционеров… Однажды коллекционеры проснутся и осознают то, что уже известно ведущим музеям мира: насколько важно это искусство и насколько редки его знаковые произведения», — говорит он.

В коллекции Ректора есть целый ряд таких знаковых работ, в том числе первая версия диптиха Комара и Меламида «Портрет жен» (1972), с которого началось сотрудничество художников в формате дуэта и который можно считать одним из первых произведений соц-арта. Кроме того, ему принадлежит подборка живописи покойного Олега Васильева. Любимая работа Ректора — «Из прошлого» (1994), основанная на «Бабушкином саде» Василия Поленова, знаменитой картине XIX века, в советские времена чуть ли не украшавшей коробки конфет и включенной в школьные учебники. Творчество Васильева еще предстоит полностью переоценить; что касается арт-рынка, то пока его место в иерархии московского концептуализма недостаточно высоко — как в России, так и за рубежом (интересно, получит ли этот художник статус великого непонятого гения, Эль Греко в мире русского современного искусства?). Ректор особо подчеркивает техническое мастерство Васильева и, в еще большей степени, способность его искусства заставлять, по выражению коллекционера, «заглянуть в себя и задуматься». 

Впервые опубликовано на английском языке в Russian Art Focus (№ 34, сентябрь 2021 года)

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+