Нил Ректор: «Однажды коллекционеры проснутся и осознают, насколько важно русское искусство»

Коллекционер Нил Ректор на фоне работы Комара и Меламида. Фото: Neil K. Rector Collection
Коллекционер Нил Ректор на фоне работы Комара и Меламида.
Фото: Neil K. Rector Collection
№95, октябрь 2021
№95
Материал из газеты

Американский коллекционер советского андерграунда рассказывает о себе и о мотивах, побудивших его коллекционировать русское современное искусство

Внешность обманчива. В следующий раз, глядя на смотрителя в музее, не думайте, что он непременно следит за вами. Быть может, на самом деле он изу­чает произведения искусства на стенах. Бывший юрист и специалист по страхованию из Америки Нил Ректор, собравший одну из самых впечатляющих коллекций советских нонконформистов, включающую знаковые работы Олега Васильева (1931–2013), Ильи Кабакова (р. 1933), Виталия Комара (р. 1943) и Александра Меламида (р. 1945), Александра Косолапова (р. 1943), вспоминает, что подработка смотрителем в галерее повлияла на его формирование как коллекционера. Годы спустя ему захотелось воспроизвести этот опыт существования среди искусства.

Биография

Нил Ректор
Основатель Rector & Associates, Inc; коллекционер

1958 родился в Северной Каролине, США
Живет в городе Колумбус в штате Огайо

Образование
1980
 Университет Уэйк-Форест, бакалавр экономики и английского языка
1983 Юридический факультет УниверситетаСеверной Каролины, доктор юридических наук

Карьера
1983–1988
 партнер в юридической фирме Vorys, Sater, Seymour and Pease LLP
1988–1991 заместитель директора Департамента страхования Огайо
1999 основал консалтинговую фирму в области страхования Rector & Associates, Inc, где остается старшим косультантом
С конца 1990-х собирает послевоенное и современное искусство России, Словении и других стран
С 2012 член Фонда друзей Эрмитажа
Входит в число основателей комитета русского искусства в Тейт Модерн (Лондон)
Выставки произведений из его коллекции прошли в Художественном музее города Колумбус в Огайо (2017) и Колумбийском художественном музее в Южной Каролине (2021)

Еще…

Ректор пришел к русскому современному искусству через оп-арт. Его особенно интересовало творчество американского художника польского происхождения Джулиана Станчака (1928–2017) и то, что его вдохновляли не только немецкий Баухаус и нидерландская группа De Stijl, но и русский авангард. Это привело коллекционера к вопросу: каким образом эти же истоки проявились и развились в русском современном искусстве послевоенной эпохи? Так он пришел к московскому концептуализму и к тому, что часто называют «вторым авангардом».

Александр Косолапов. «Герой. Лидер. Бог». 1985. Фото: Neil K. Rector Collection
Александр Косолапов. «Герой. Лидер. Бог». 1985.
Фото: Neil K. Rector Collection

Нил Ректор родился в Северной Каролине в семье военного и провел детство в переездах. Он разговаривает тихо и без напора и относится к категории коллекционеров, которые, в отличие от шумных экстравертов, предпочитают оставаться в тени, за кулисами.

Этим летом в Колумбийском художественном музее с успехом прошла выставка произведений из коллекции Ректора The Ironic Curtain: Art From the Soviet Underground (название можно перевести как «Занавес иронии. Искусство советского андерграунда», оно обыгрывает сходство английских слов iron — «железный» и ironic — «ироничный»). Задача проекта — не только и не столько воздать дань его коллекции, сколько привлечь внимание американской публики к русскому искусству. И это выставке удалось с лихвой. «По-моему, все, начиная с музейных директоров, были поражены тем, как живо люди реагируют на произведения. Но, полагаю, в этом нет ничего удивительного. В конце концов, если произведение находит отклик в моей душе — человека, никак не связанного с Россией, то почему бы ему не найти отклик в душах других людей?» Это уже вторая выставка русского искусства из его коллекции; первая состоялась в 2017 году в городе Колумбус в Огайо и получила название «Красный горизонт» по одной из самых известных картин Эрика Булатова (она входит в собрание Музея искусства авангарда (MAGMA), в коллекции Ректора находится ее карандашный набросок).

Фрагмент экспозиции «Красный горизонт». Фото: Columbus Museum of Art
Фрагмент экспозиции «Красный горизонт».
Фото: Columbus Museum of Art

У коллекционирования искусства есть определенные этические аспекты, нечасто становящиеся предметом обсуждения, но Нил Ректор открыто говорит о собственных сомнениях. Этично ли инвестировать в искусство, когда на свете существует столько насущных проблем? Для Ректора коллекционирование — это способ сохранить и защитить произведение. Искусство нонконформистов десятилетиями оставалось подпольным и обладало ничтожно низкой рыночной стоимостью еще довольно долго после падения Советского Союза, поэтому такой подход к защите художественного наследия действительно помогал ему выжить.

Коллекция советского нонконформизма — как живописи, так и фотографии — не единственное собрание Ректора такого рода. У него есть подборки произведений словенского коллектива NSK (Neue Slowenische Kunst, «Новое словенское искусство»), процессуально-ориентированной современной фотографии и остросоциальной фотографии авторства небелых женщин. Все эти сферы коллекционирования сейчас находятся в тени, вдалеке от блеска современного арт-рынка. Он также обладает значительным собранием произведений на бумаге знаменитых мейнстримных авторов и отлично разбирается в рынке современного искусства, что дает ему уникальное видение материала.

Олег Васильев. «Из прошлого». 1994. Фото: Neil K. Rector Collection
Олег Васильев. «Из прошлого». 1994.
Фото: Neil K. Rector Collection

Ректор связывает огромный разрыв между рынком российского и американского современного искусства с геополитикой — как прошлого, так и современной. «Думаю, в числе основных причин — разъединенность Востока и Запада в советский период; из-за нее творчество нонконформистов не было встроено в более широкий контекст арт-рынка своего времени. И разумеется, продолжающиеся политические сложности и напряженность постсоветской эпохи», — говорит коллекционер. И хотя прочный устоявшийся рынок нонконформистского и русского современного искусства до сих пор отсутствует, Ректор находит основания для оптимизма в том, что международные музеи исследуют, заново оценивают и приобретают его. В числе таких инициатив он называет REEAC (Russia & Eastern Europe Acquisitions Committee, Комитет по приобретению искусства России и Восточной Европы) в Тейт Модерн, в учреждении которого он принимал участие, программу C-MAP (Contemporary and Modern Art Perspectives, «Перспективы современного искусства и модернизма») нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) и недавние приобретения Центра Помпиду. «Музеи намного опережают коллекционеров… Однажды коллекционеры проснутся и осознают то, что уже известно ведущим музеям мира: насколько важно это искусство и насколько редки его знаковые произведения», — говорит он.

Леонид Соков. «Лосось и вилка». 1978. Фото: Neil K. Rector Collection
Леонид Соков. «Лосось и вилка». 1978.
Фото: Neil K. Rector Collection

В коллекции Ректора есть целый ряд таких знаковых работ, в том числе первая версия диптиха Комара и Меламида «Портрет жен» (1972), с которого началось сотрудничество художников в формате дуэта и который можно считать одним из первых произведений соц-арта. Кроме того, ему принадлежит подборка живописи покойного Олега Васильева. Любимая работа Ректора — «Из прошлого» (1994), основанная на «Бабушкином саде» Василия Поленова, знаменитой картине XIX века, в советские времена чуть ли не украшавшей коробки конфет и включенной в школьные учебники. Творчество Васильева еще предстоит полностью переоценить; что касается арт-рынка, то пока его место в иерархии московского концептуализма недостаточно высоко — как в России, так и за рубежом (интересно, получит ли этот художник статус великого непонятого гения, Эль Греко в мире русского современного искусства?). Ректор особо подчеркивает техническое мастерство Васильева и, в еще большей степени, способность его искусства заставлять, по выражению коллекционера, «заглянуть в себя и задуматься». 

Впервые опубликовано на английском языке в Russian Art Focus (№ 34, сентябрь 2021 года)

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+