18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Акселератор для арт-стартапов Fuelarts: первые выпускники

Fuelarts, уникальный «воспитатель» молодых компаний в области Art+Tech, представил четыре стартапа; во главе трех стоят российские предприниматели, а основатели еще одного — с Украины

Компания Fuelarts провела первый демодень для инвесторов; по сути это был онлайн-выпускной для четырех стартапов в области искусства и технологий, которые прошли усиленный курс подготовки в период пандемии.

Два года назад Денис Белькевич, арт-экономист и приглашенный преподаватель в Институте Sotheby’s в Нью-Йорке, в прошлом автор нашего издания и управляющий директор ярмарки современного азиатского искусства GAAB в Варшаве, вместе с профессором Института Sotheby’s в Нью-Йорке и арт-инвестором Роксанной Зарнегар основал в США первый в своем роде акселератор для технологичных стартапов в области искусства и арт-рынка.

Презентация проекта состоялась осенью 2019 года в Монако на конференции Deloitte Art & Finance. Хотя в Америке практика инкубаторов и акселераторов (различные форматы выращивания, поддержки и доработки технологичных бизнес-проектов) широко распространена, ниша специализированной программы, которая работает только со стартапами в области Art+Tech, оставалась незанятой. Часто бизнес-инкубаторы возникают на базе крупных образовательных учреждений в партнерстве с профильными корпорациями (условно говоря, банки поддерживают финансовые стартапы, IT-компании — в сфере хайтека). Получалось, что у различных институций из мира искусства, будь то музеи или аукционные дома, таких программ поддержки стартапов просто не было, а обычные инкубаторы и акселераторы плохо представляли себе специфику мира искусства и не имели возможности выйти на коллекционеров, гигантов арт-рынка и других экспертов или потенциальных инвесторов из этой сферы.

Fuelarts стал первым акселератором такого рода и возник очень вовремя, буквально на пороге пандемии, которая в силу всеобщего перехода в интернет способствовала очередному буму стартапов и росту интереса к применению современных технологий в мире искусства. Показателем успеха проекта Белькевича и Зарнегар стало то, что этой осенью Fuelarts удалось привлечь первые $500 тыс. на развитие стартапов в сфере искусства и технологий. Среди инвесторов первого раунда финансирования — основательница венчурного фонда Amedeo Global Катя Коэн (Дорожкина), а также ряд арт-институций и коллекционеров, которые пожелали остаться неизвестными.

Как отмечает Белькевич, согласно исследованию Fuelarts, за 2020–2021 год инвесторы вложили в стартапы именно в сфере Art+Tech около $380 млн, а это половина от общего объема инвестиций в индустрию за последние 20 лет ($640 млн). Здесь свою роль сыграла и активность на арт-рынке новой группы коллекционеров, представителей поколения Z; часто это молодые азиатские финансисты и предприниматели, а также криптоинвесторы. С этим же можно связать и невероятный успех NFT-искусства на традиционных аукционах и рост числа NFT-маркетплейсов. Об этих тенденциях, а также о сложностях и рисках, связанных с приходом блокчейна и NFT в мир искусства, говорили участники демодня для инвесторов 28 октября. В дискуссии, помимо основателей Fuelarts Дениса Белькевича и Роксанны Зарнегар, приняли участие инвестор Катя Коэн и Наташа Роттман Лё Таннёр, которая стояла у истоков платформы для цифрового управления коллекцией Collectrium. Считается, что это один из самых успешных кейсов в области искусства и технологий (основанную в 2009-м платформу аукционный дом Сhristie’s приобрел в 2015-м за сумму от $16 млн до $25 млн, по данным Artnet).

Итак, первый набор акселератора Fuelarts (его еще называют «батч») пришелся на непростые времена. Пандемией продиктована специфическая бизнес-модель работы со стартапами, когда Fuelarts обеспечивал сопровождение каждого проекта двумя-тремя менторами. Денис Белькевич взял на себя функции генерального директора акселератора, а Роксанна Зарнегар выступила также в роли одного из менторов, поскольку обладает уникальным для арт-рынка опытом: ранее она была исполнительным директором аукционного дома Christie’s в Америке, затем занимала должность вице-президента крупнейшей онлайн-платформы Artnet. Если посмотреть на board — совет директоров — каждого стартапа, то там также будут люди из команды Fuelarts, которые отвечают за техническую поддержку, дизайн-разработку, коммуникации и прочее. «За счет известных и опытных менторов с серьезной репутацией на арт-рынке и в мире инвестиций и финансов Fuelarts становится своеобразной сертификацией проектов сферы искусства и технологий», — поясняет Зарнегар.

В результате участниками первого батча стали четыре стартапа; во главе трех стоят российские предприниматели, а основатели еще одного — с Украины. Некоторые стартапы в ходе акселерации прошли через «пивот» — изменение курса развития проекта в силу изменений на рынке. Так, Artherium Павла Рабчевского был задуман как стартап, который будет токенизировать материальное искусство, но в результате трансформировался в платформу, объединяющую все NFT коллекционера в одно портфолио и показывающую индекс капитализации коллекции и активности художников. Этот стартап получил $50 тыс. инвестиций от самого Fuelarts.

Следующей с трехминутной презентацией своего стартапа перед инвесторами выступила украинский предприниматель Анастасия Глебова. Она рассказала о проекте V-Art — онлайн-инструменте для демонстрации, продажи и коллекционирования цифрового искусства. Компания, которая недавно привлекла $150 тыс. инвестиций и грантов и запустила новый NFT-маркетплейс, видит свою задачу также в создании экосистемы для глобального рынка цифрового искусства и деятельности по защите прав на интеллектуальную собственность в этой области.

Абсолютное дитя пандемии, проект Freshortrash Ксении Зайцевой — это международная бартерная платформа по обмену вещей и услуг на предметы искусства.

Единственной участницей с собственным опытом на арт-рынке оказалась Алина Крюкова, владелица московской галереи a-s-t-r-a. Ее проект Sarturn — платформа для инвестиций в карьеры художников в игровой форме. Его отправной точкой стало желание адаптировать привычные инструменты арт-рынка, практику работы галерей с современными художниками к запросам и нуждам коллекционеров поколения Z. Они хотят большей прозрачности цен и возможности контролировать собственные художественные активы, а галереи, в свою очередь, стремятся снизить расходы и найти новых покупателей в условиях пандемии. Приложение Sarturn — это возможность для галеристов взаимодействовать с «зеттерами» через геймификацию. Пользователю предлагается, грубо говоря, «прокачать» художника как тамагочи или героя компьютерной игры, вложившись в него, а затем наблюдать, как его успехи на арт-рынке приносят дивиденды. Эта идея и ее реализация также отмечены $50 тыс. инвестиций от Fuelarts.

Прием заявок на новый этап акселерации начнется в декабре 2021 года, но следующий батч будет состоять из двух частей: платная онлайн-преакселерация («от идеи до прототипа») длиной в месяц и основной батч («от прототипа до mvp — минимально жизнеспособного продукта») в течение трех месяцев, а участие в последнем предполагает, что Fuelarts получает 10%-ную долю в будущей компании.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+