Фонд «Свет» поддержит грантами инклюзивные программы в музеях

Музеи смогут использовать грант на создание тактильных экспонатов, аудиогидов, видеогидов с русским жестовым языком. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Музеи смогут использовать грант на создание тактильных экспонатов, аудиогидов, видеогидов с русским жестовым языком.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Благотворительный фонд Александра Светакова запустил грантовый конкурс «Без исключения» для поддержки и развития инклюзивных практик в государственных музеях федерального и регионального подчинения, расположенных в Москве

Победителями конкурса «Без исключения» станут три федеральных, больших музея, которые смогут получить грант размером до 10 млн руб., и десять музеев субъектного (городского) подчинения, которые получат до 3 млн руб. Пока что к участию приглашаются только московские институции; через год будут запущены гранты и для региональных музеев.

Конкурс проводит благотворительный фонд «Свет», у которого уже есть опыт в этой сфере. «На протяжении многих лет фонды „Свет“ и „Абсолют-Помощь“ (оба основаны бизнесменом и филантропом Александром Светаковым. — TANR) инициируют и поддерживают разные социальные проекты, но все они объединены философией инклюзии. С 2018 года мы выступаем стратегическими партнерами программы „Доступный музей“ ГМИИ им. А.С.Пушкина. Многие музеи искренне стремятся открыть свои двери для каждого посетителя, и наша задача — помочь им в этом», — рассказала Анна Скоробогатова, исполнительный директор упомянутых фондов. На пресс-конференции, посвященной началу конкурса, она привела шокирующие с точки зрения современной этики цифры: более 70% учреждений культуры в России не адаптированы к посещению людьми с физическими и ментальными особенностями, а безбарьерная среда есть только в 15% московских музеев. При этом, по ее словам, запрос на доступность культурной среды огромен: беспомощными в музеях у нас нередко оказываются не только инвалиды, но и матери с маленькими детьми и пожилые люди.

Исходя из современных обстоятельств, перечень проектов, которые могут быть заявлены музеями на конкурс, сформулировали очень широко, так как одни учреждения только начинают заниматься темой инклюзии, а другие в ней уже продвинулись. Музеи получают возможность попросить помощи как на проведение предварительного исследования собственной доступности для инвалидов и обучение работников корректному взаимодействию с людьми с инвалидностью, так и на более конкретные цели, в том числе приобретение технических средств доступности (лифты, пандусы и так далее), создание тактильных экспонатов, аудиогидов, видеогидов с русским жестовым языком.

«Инклюзивная работа находится в настоящий момент в процессе институционализации. Среди музейных профессионалов уже сформирован запрос, проект очень своевременный», — считает Евгения Киселева, одна из экспертов конкурса, куратор программы «Доступный музей» ГМИИ им. А.С.Пушкина. Этот музей сейчас находится буквально на передовой инклюзии.

Важно, что к оценке проектов привлечены эксперты с инвалидностью, которые, как никто иной, могут оценить их качество и полезность. Среди них, например, руководитель организации глухих экскурсоводов «Жест в музее» Светлана Бобкова, эксперт в сфере невизуальной доступности, соавтор актуальной редакции российского стандарта по доступности цифрового контента Анатолий Попко.

Заявки на конкурс «Без исключения» принимаются на грантовой площадке фонда Александра Светакова «Свет» до 30 ноября; там же податели заявок могут получить консультации и помощь. Итоги будут подведены в январе 2022 года. Старт проектов-победителей возможен с 1 марта.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+