Фонд «Свет» поддержит грантами инклюзивные программы в музеях

Музеи смогут использовать грант на создание тактильных экспонатов, аудиогидов, видеогидов с русским жестовым языком. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Музеи смогут использовать грант на создание тактильных экспонатов, аудиогидов, видеогидов с русским жестовым языком.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Благотворительный фонд Александра Светакова запустил грантовый конкурс «Без исключения» для поддержки и развития инклюзивных практик в государственных музеях федерального и регионального подчинения, расположенных в Москве

Победителями конкурса «Без исключения» станут три федеральных, больших музея, которые смогут получить грант размером до 10 млн руб., и десять музеев субъектного (городского) подчинения, которые получат до 3 млн руб. Пока что к участию приглашаются только московские институции; через год будут запущены гранты и для региональных музеев.

Конкурс проводит благотворительный фонд «Свет», у которого уже есть опыт в этой сфере. «На протяжении многих лет фонды „Свет“ и „Абсолют-Помощь“ (оба основаны бизнесменом и филантропом Александром Светаковым. — TANR) инициируют и поддерживают разные социальные проекты, но все они объединены философией инклюзии. С 2018 года мы выступаем стратегическими партнерами программы „Доступный музей“ ГМИИ им. А.С.Пушкина. Многие музеи искренне стремятся открыть свои двери для каждого посетителя, и наша задача — помочь им в этом», — рассказала Анна Скоробогатова, исполнительный директор упомянутых фондов. На пресс-конференции, посвященной началу конкурса, она привела шокирующие с точки зрения современной этики цифры: более 70% учреждений культуры в России не адаптированы к посещению людьми с физическими и ментальными особенностями, а безбарьерная среда есть только в 15% московских музеев. При этом, по ее словам, запрос на доступность культурной среды огромен: беспомощными в музеях у нас нередко оказываются не только инвалиды, но и матери с маленькими детьми и пожилые люди.

Исходя из современных обстоятельств, перечень проектов, которые могут быть заявлены музеями на конкурс, сформулировали очень широко, так как одни учреждения только начинают заниматься темой инклюзии, а другие в ней уже продвинулись. Музеи получают возможность попросить помощи как на проведение предварительного исследования собственной доступности для инвалидов и обучение работников корректному взаимодействию с людьми с инвалидностью, так и на более конкретные цели, в том числе приобретение технических средств доступности (лифты, пандусы и так далее), создание тактильных экспонатов, аудиогидов, видеогидов с русским жестовым языком.

«Инклюзивная работа находится в настоящий момент в процессе институционализации. Среди музейных профессионалов уже сформирован запрос, проект очень своевременный», — считает Евгения Киселева, одна из экспертов конкурса, куратор программы «Доступный музей» ГМИИ им. А.С.Пушкина. Этот музей сейчас находится буквально на передовой инклюзии.

Важно, что к оценке проектов привлечены эксперты с инвалидностью, которые, как никто иной, могут оценить их качество и полезность. Среди них, например, руководитель организации глухих экскурсоводов «Жест в музее» Светлана Бобкова, эксперт в сфере невизуальной доступности, соавтор актуальной редакции российского стандарта по доступности цифрового контента Анатолий Попко.

Заявки на конкурс «Без исключения» принимаются на грантовой площадке фонда Александра Светакова «Свет» до 30 ноября; там же податели заявок могут получить консультации и помощь. Итоги будут подведены в январе 2022 года. Старт проектов-победителей возможен с 1 марта.

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+