18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Набоковскую усадьбу Рождествено отреставрируют к 2024 году

№95
Материал из газеты

Знаменитый загородный дом в Рождествено, принадлежавший семье писателя Владимира Набокова, наконец дождался лучших для себя времен. Специалисты восстановят подлинную архитектуру памятника

Дому в Рождествено, стоящему на берегу реки Оредеж под Петербургом, предстоит пережить первую в своей истории научно обоснованную и комплексную реставрацию. За три года планируется укрепить несущие конструкции постройки, привести к историческому виду бельведер и интерьеры, а главное — провести в здание все необходимые коммуникации. Специалисты намерены восстановить подлинную архитектуру памятника — в том облике, каким он запомнился Владимиру Набокову (1899–1977) и впоследствии нашел отражение в автобиографической книге «Другие берега».

Закрыть усадьбу на реставрацию собирались еще два года назад, но этим планам помешала пандемия. Сейчас, по мнению специалистов, промедление может привести к тяжелым последствиям для деревянного дома, построенного почти 150 лет назад и пережившего немало драматических событий. «Назвать состояние дома в усадьбе Рождествено аварийным нельзя, главный вопрос — в усталости объекта, — рассказала нашему изданию Леся Колесникова, директор Музейного агентства Ленинградской области. — Дерево требует постоянного ухода, тем более что этот дом пережил в середине 1990-х пожар. Тогда удалось привести здание в нормальное состояние, но старинный деревянный дом, в который ежедневно приходят десятки и сотни посетителей, требует постоянной поддержки. Нынешняя реставрация — первая после того, как были устранены последствия огня».

Планы заказчика работ — Дирекции по сохранению объектов культурного наследия Ленинградской области — предполагают, что в усадьбу проведут все необходимые коммуникации и инженерные сети. В доме появятся водопровод, канализация, современные системы вентиляции и безопасности. Изменятся и функции некоторых помещений; в частности, цокольный этаж, где сейчас находится кухонный комплекс, превратят в зону приема посетителей.

Но главная задача, которая стоит перед специалистами, — это укрепление фундамента и всех несущих конструкций, реставрация деревянных колонн, окружающих здание со всех сторон. Особенная забота — прославленный бельведер на крыше дома. Во время восстановительных работ после пожара форму бельведера изменили. Теперь реставраторам предстоит вернуть ему первоначальные очертания, а также восстановить дымоходы, которые, согласно историческим документам, располагались вокруг бельведера.

Усадебный дом семьи Рукавишниковых — Набоковых, в котором сейчас размещается музей, был построен в конце XVIII века. Архитектор неизвестен, но, по легенде, руку к постройке могли приложить знаменитые зодчие того времени — Иван Старов, Федор Волков или Николай Львов. На рубеже XIX–ХХ веков дом был перестроен и почти в таком виде дошел до наших дней. После революции и до 1957 года в нем располагались разные советские учреждения, потом здесь открыли сельский музей. В 1974 году в обновленной экспозиции музея впервые появилось имя прежних владельцев усадьбы, здесь была устроена выставка «Набоков на Родине». В 1988-м в музее прошли первые Набоковские чтения; с февраля того же года по решению исполкома Гатчинского райсовета музей стал филиалом Областного музейного центра.

В середине 1990-х было решено отреставрировать усадебный дом. Реставрация началась, но в 1995 году случился пожар, уничтоживший и следы этих работ, и до некоторой степени историческую часть дома. После восстановления в нем открылась новая экспозиция, полностью посвященная семье бывших владельцев.

Пока специалистам сложно сказать, насколько хорошо сохранилась древесина сруба, венцов и колонн; установить это смогут только после снятия обшивки. Заказчики надеются, что в результате расчистки интерьеров удастся найти фрагменты исторической настенной живописи, о которой известно по воспоминаниям очевидцев, или, по крайней мере, подлинную окраску стен. Завершить реставрацию планируется к концу 2024 года. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+