Набоковскую усадьбу Рождествено отреставрируют к 2024 году

Усадьба Рождествено, Гатчинский район, Ленинградская область. 2014 год. Фото: Евгений Сергеев/Фотобанк Лори
Усадьба Рождествено, Гатчинский район, Ленинградская область. 2014 год.
Фото: Евгений Сергеев/Фотобанк Лори
№95, октябрь 2021
№95
Материал из газеты

Знаменитый загородный дом в Рождествено, принадлежавший семье писателя Владимира Набокова, наконец дождался лучших для себя времен. Специалисты восстановят подлинную архитектуру памятника

Дому в Рождествено, стоящему на берегу реки Оредеж под Петербургом, предстоит пережить первую в своей истории научно обоснованную и комплексную реставрацию. За три года планируется укрепить несущие конструкции постройки, привести к историческому виду бельведер и интерьеры, а главное — провести в здание все необходимые коммуникации. Специалисты намерены восстановить подлинную архитектуру памятника — в том облике, каким он запомнился Владимиру Набокову (1899–1977) и впоследствии нашел отражение в автобиографической книге «Другие берега».

Закрыть усадьбу на реставрацию собирались еще два года назад, но этим планам помешала пандемия. Сейчас, по мнению специалистов, промедление может привести к тяжелым последствиям для деревянного дома, построенного почти 150 лет назад и пережившего немало драматических событий. «Назвать состояние дома в усадьбе Рождествено аварийным нельзя, главный вопрос — в усталости объекта, — рассказала нашему изданию Леся Колесникова, директор Музейного агентства Ленинградской области. — Дерево требует постоянного ухода, тем более что этот дом пережил в середине 1990-х пожар. Тогда удалось привести здание в нормальное состояние, но старинный деревянный дом, в который ежедневно приходят десятки и сотни посетителей, требует постоянной поддержки. Нынешняя реставрация — первая после того, как были устранены последствия огня».

Планы заказчика работ — Дирекции по сохранению объектов культурного наследия Ленинградской области — предполагают, что в усадьбу проведут все необходимые коммуникации и инженерные сети. В доме появятся водопровод, канализация, современные системы вентиляции и безопасности. Изменятся и функции некоторых помещений; в частности, цокольный этаж, где сейчас находится кухонный комплекс, превратят в зону приема посетителей.

Особняк Рукавишниковых — Набоковых построен в живописном месте у реки Оредеж. Фото: Сергей Васильев/Фотобанк Лори
Особняк Рукавишниковых — Набоковых построен в живописном месте у реки Оредеж.
Фото: Сергей Васильев/Фотобанк Лори

Но главная задача, которая стоит перед специалистами, — это укрепление фундамента и всех несущих конструкций, реставрация деревянных колонн, окружающих здание со всех сторон. Особенная забота — прославленный бельведер на крыше дома. Во время восстановительных работ после пожара форму бельведера изменили. Теперь реставраторам предстоит вернуть ему первоначальные очертания, а также восстановить дымоходы, которые, согласно историческим документам, располагались вокруг бельведера.

Усадебный дом семьи Рукавишниковых — Набоковых, в котором сейчас размещается музей, был построен в конце XVIII века. Архитектор неизвестен, но, по легенде, руку к постройке могли приложить знаменитые зодчие того времени — Иван Старов, Федор Волков или Николай Львов. На рубеже XIX–ХХ веков дом был перестроен и почти в таком виде дошел до наших дней. После революции и до 1957 года в нем располагались разные советские учреждения, потом здесь открыли сельский музей. В 1974 году в обновленной экспозиции музея впервые появилось имя прежних владельцев усадьбы, здесь была устроена выставка «Набоков на Родине». В 1988-м в музее прошли первые Набоковские чтения; с февраля того же года по решению исполкома Гатчинского райсовета музей стал филиалом Областного музейного центра.

Главный зал усадебного дома. Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Главный зал усадебного дома.
Фото: Петр Ковалев/ТАСС

В середине 1990-х было решено отреставрировать усадебный дом. Реставрация началась, но в 1995 году случился пожар, уничтоживший и следы этих работ, и до некоторой степени историческую часть дома. После восстановления в нем открылась новая экспозиция, полностью посвященная семье бывших владельцев.

Пока специалистам сложно сказать, насколько хорошо сохранилась древесина сруба, венцов и колонн; установить это смогут только после снятия обшивки. Заказчики надеются, что в результате расчистки интерьеров удастся найти фрагменты исторической настенной живописи, о которой известно по воспоминаниям очевидцев, или, по крайней мере, подлинную окраску стен. Завершить реставрацию планируется к концу 2024 года. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+