18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Гоген или нет? Эксперты обсуждают аутентичность картины из Тейт

№95
Материал из газеты

Составители авторитетного каталога-резоне отвергли незаконченную работу. Эксперты сочли, что «колониальный» стиль композиции не характерен для французского художника

Картина «Таитяне» из коллекции Тейт, приписываемая Полю Гогену, может оказаться произведением другого художника. Зерно сомнения посеял нью-йоркский некоммерческий фонд «Институт Вильденштейна — Платтнера», исключив работу из недавно выпущенного каталога-резоне. Решение убрать «Таитян» было принято двумя ведущими авторами издания: Ришаром Бреттелем (умер в июле 2020 года) и Сильви Круссар, которые проработали вместе 20 лет.

В институте не раскрывают причин такого вердикта, чтобы «сохранить конфиденциальность» дискуссии. В Тейт же по-прежнему считают картину подлинной, однако представитель музея заявил, что она «в данный момент находится на экспертизе».

По словам Белинды Томсон, приглашенного куратора Тейт, она «удивлена», что работу вдруг исключили из каталога-резоне. «Таитяне» значились в каталоге-резоне Гогена 1964 года.

В Тейт утверждают, что специалисты Института Вильденштейна — Платтнера не связывались с ними перед публикацией нового издания. «Мы признаем, что в последние годы ведется изучение работ Гогена, поэтому направим все силы на исследование и будем непредвзято относиться к любым материалам, которые помогут представить уже знакомые произведения в новом свете», — заявили в британском музее.

«Таитяне» — необычная картина: она частично написана маслом на бумаге, наклеенной на холст. В левой части композиции маслом изображен мальчик на фоне пейзажа с пальмами и горами. Справа — набросок фигур трех женщин, сидящих в хижине или на веранде, их силуэты прорисованы углем. Таитянка в центре композиции отчетливо обведена синим мелом.

Тот факт, что картина не завершена, придает ей особое значение. Если работа подлинная, то может стать ключом к разгадке техники Гогена — начиная с грубого наброска углем и закрепления контуров до работы маслом.

Сюжет «Таитян» немного похож на две другие картины Гогена: «Сиеста» (1892–1894, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), где изображены четыре таитянки, лежащие в хижине или на веранде, и «На берегу реки на Мартинике» (1887, Музей ван Гога, Амстердам) со смотрящими друг на друга мальчиком и сидящей женщиной. Эти два полотна могут использоваться как для подтверждения подлинности — на том основании, что фигуры как раз напоминают манеру Гогена, — так и наоборот, подкрепляя мнение, что автор возможной подделки имитировал стиль подлинников.

Отсутствие «Таитян» в каталоге-резоне заметил Фабрис Фурмануар, известный специалист по творчеству Гогена. Несколько лет назад он среди других экспертов высказывал сомнения в подлинности еще одной работы, приписывавшейся Гогену, — деревянной скульптуры «Голова с рогами» из Музея Гетти. В итоге после экспертиз ее атрибутировали как произведение «неизвестного автора».

Одним из аргументов в разговоре теперь уже о подлинности «Таитян» Фурмануар называет то, что картина изображает «стереотипную колониальную сценку на Таити», тогда как Гоген «искал более простые композиции». «Позы, платья и даже европейский аккордеон в руках одной из женщин показывают, что таитянцы „испорчены“ европейскими обычаями», — говорит он.

Фурмануар считает, что картина написана Шарлем Альфредом Ле Муаном, который жил в Полинезии с 1902 года (прибыв туда за год до смерти Гогена) и до своей кончины в 1918 году. Исследователю когда-то принадлежало 15 работ Ле Муана, поэтому он хорошо знаком с рукой этого художника. Он предполагает, что вскоре после смерти Гогена кто-то приехал на Таити из Франции в поисках его картин и поручил Ле Муану выполнить стилизацию.

Специалисты же Тейт датируют «Таитян» примерно 1891 годом, то есть почти сразу после приезда Гогена на остров. Кураторы музея полагают, что это ранний набросок, попытка «примириться с новой обстановкой». Музей приобрел картину в 1917 году у искусствоведа Роджера Фрая. В декабре 1910 года он на время взял эту работу на выставку «Постимпрессионизм» у парижской галереи Druet, которая была первым официальным владельцем произведения, а спустя несколько месяцев выкупил примерно за £30. Искусствовед не сомневался в том, что это настоящий Гоген, хотя в то время о творчестве художника было известно гораздо меньше, чем сегодня.

Фрай был секретарем комитета Общества современного искусства, одним из создателей которого стал в 1910 году. Очевидно, он продал картину обществу, предположительно за ту же сумму, за которую ее купил. А в 1917 году общество передало полотно Галерее Тейт, где до последнего времени также не сомневались в его подлинности. В 2010 году работа участвовала в выставке Тейт Модерн «Гоген. Творец мифов». Впрочем, на гастроли в Национальную художественную галерею в Вашингтон выставка поехала без «Таитян». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+