18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова: не только мультипликация

№95
Материал из газеты

Выставка посвящена не столько сугубо анимационной «кухне» — Еврейский музей и центр толерантности покажет также раннюю живопись Норштейна и книжные иллюстрации Ярбусовой

Большая ретроспективная выставка, которая откроется 9 ноября, приурочена к 80-летию выдающегося и легендарного режиссера-аниматора Юрия Норштейна. Впрочем, главных героев у проекта все же двое: в качестве полноправного соавтора здесь представлена Франческа Ярбусова, жена юбиляра и по совместительству художница всех его фильмов. Последние входят в золотой фонд не только отечественной, но и мировой кинематографии. Но если сами эти работы — как минимум «Ежика в тумане» и «Сказку сказок» — видели почти все, то проникнуть в контекст и технологию их создания удается не столь уж многим.

Юрий Борисович, впрочем, секретов мастерства никогда не держал в тайне — наоборот, стремился и стремится рассказывать о них как можно более широкой аудитории. Вот и во время работы выставки «Снег на траве», по словам ее куратора Марии Гадас, предполагаются своего рода мастер-классы. «Рассчитываем, что он сам возьмется объяснять зрителям некоторые принципы и приемы. Например, у нас будет объект под названием „Монтажная простыня Хитрука“, и Норштейн готов показать, как именно монтировал Федор Хитрук и как эти рецепты преломились уже в творчестве Юрия Борисовича».

Однако основное внимание на выставке уделено не столько сугубо анимационной «кухне», сколько художественной подоплеке знаменитых киноработ и даже их предвестиям. «Мы показываем живопись Норштейна 1950-х и начала 1960-х годов, которую зрители совсем не знают, — говорит Мария Гадас, — а он ведь мечтал стать живописцем. Еще покажем иллюстрации Франчески Ярбусовой начала ­1960-х, в частности к Пришвину, к Чуковскому. Она много работала с книгой, но эти ее работы тоже не всем известны. Будут и объекты, связанные с детскими работами Франчески. То, что она станет большим художником, было видно еще по чуть ли не младенческим ее опытам».

От уже давней, 2005 года, выставки Норштейна и Ярбусовой в ГМИИ имени А.С.Пушкина этот проект отличается не одним лишь показом ранних произведений. Сейчас использованы совсем иные концептуальные и пространственные решения. «Площадка дает много новых возможностей, — отмечает куратор, — потому что в Еврейском музее пространственный объем создается не только за счет длины и ширины, но и высоты. Так что можно сделать тот мир, который создан Юрием Борисовичем, еще и объемным — в полном смысле этого слова. В частности, специально для экспозиции делаем объемные объекты, своего рода аллюзии к фильмам. Надеюсь, это будет впечатляюще».

Инсталляции, изготовленные по эскизам Норштейна (архитектор Мария Утробина), должны гармонично уживаться с экспонатами, позаимствованными из рабочей студии режиссера. Особый акцент устроители обещают сделать на неоконченную пока «Шинель». Мария Гадас анонсирует, что в этом разделе будут представлены и абсолютно новые материалы: «Фильм сейчас выходит на следующий виток. Он получил государственное финансирование, и сразу после открытия выставки Юрий Борисович приступает к съемке».

Еврейский музей и центр толерантности
«Снег на траве»
9 ноября 2021 – 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+