18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова: не только мультипликация

№95
Материал из газеты

Выставка посвящена не столько сугубо анимационной «кухне» — Еврейский музей и центр толерантности покажет также раннюю живопись Норштейна и книжные иллюстрации Ярбусовой

Большая ретроспективная выставка, которая откроется 9 ноября, приурочена к 80-летию выдающегося и легендарного режиссера-аниматора Юрия Норштейна. Впрочем, главных героев у проекта все же двое: в качестве полноправного соавтора здесь представлена Франческа Ярбусова, жена юбиляра и по совместительству художница всех его фильмов. Последние входят в золотой фонд не только отечественной, но и мировой кинематографии. Но если сами эти работы — как минимум «Ежика в тумане» и «Сказку сказок» — видели почти все, то проникнуть в контекст и технологию их создания удается не столь уж многим.

Юрий Борисович, впрочем, секретов мастерства никогда не держал в тайне — наоборот, стремился и стремится рассказывать о них как можно более широкой аудитории. Вот и во время работы выставки «Снег на траве», по словам ее куратора Марии Гадас, предполагаются своего рода мастер-классы. «Рассчитываем, что он сам возьмется объяснять зрителям некоторые принципы и приемы. Например, у нас будет объект под названием „Монтажная простыня Хитрука“, и Норштейн готов показать, как именно монтировал Федор Хитрук и как эти рецепты преломились уже в творчестве Юрия Борисовича».

Однако основное внимание на выставке уделено не столько сугубо анимационной «кухне», сколько художественной подоплеке знаменитых киноработ и даже их предвестиям. «Мы показываем живопись Норштейна 1950-х и начала 1960-х годов, которую зрители совсем не знают, — говорит Мария Гадас, — а он ведь мечтал стать живописцем. Еще покажем иллюстрации Франчески Ярбусовой начала ­1960-х, в частности к Пришвину, к Чуковскому. Она много работала с книгой, но эти ее работы тоже не всем известны. Будут и объекты, связанные с детскими работами Франчески. То, что она станет большим художником, было видно еще по чуть ли не младенческим ее опытам».

От уже давней, 2005 года, выставки Норштейна и Ярбусовой в ГМИИ имени А.С.Пушкина этот проект отличается не одним лишь показом ранних произведений. Сейчас использованы совсем иные концептуальные и пространственные решения. «Площадка дает много новых возможностей, — отмечает куратор, — потому что в Еврейском музее пространственный объем создается не только за счет длины и ширины, но и высоты. Так что можно сделать тот мир, который создан Юрием Борисовичем, еще и объемным — в полном смысле этого слова. В частности, специально для экспозиции делаем объемные объекты, своего рода аллюзии к фильмам. Надеюсь, это будет впечатляюще».

Инсталляции, изготовленные по эскизам Норштейна (архитектор Мария Утробина), должны гармонично уживаться с экспонатами, позаимствованными из рабочей студии режиссера. Особый акцент устроители обещают сделать на неоконченную пока «Шинель». Мария Гадас анонсирует, что в этом разделе будут представлены и абсолютно новые материалы: «Фильм сейчас выходит на следующий виток. Он получил государственное финансирование, и сразу после открытия выставки Юрий Борисович приступает к съемке».

Еврейский музей и центр толерантности
«Снег на траве»
9 ноября 2021 – 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+