18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Премия без правил в честь художника Зверева

На «Винзаводе» открылась выставка номинантов первой Премии Анатолия Зверева. Она заняла самое большое пространство центра современного искусства и показывает работы 50 художников разных поколений и направлений

Открытие выставки номинантов Zverev Art Prize собрало беспрецедентное число гостей, благо сам выставочный зал — Большое винохранилище («настоящее подземелье с двумя коридорами и восемью отделениями с овальными потолками общей площадью 2432 м2») — позволял вольготно разместиться и 50 работам участников, и всей шумной арт-тусовке. На входе пришедшим раздавали бюллетени и предлагали на выходе проголосовать за лучшие проекты.

Справка

Что такое Премия Зверева

Генеральный директор Музея AZ Наталья Опалева и арт-директор Полина Лобачевская, придумавшие премию, таким образом решили отметить 90-летие художника Анатолия Зверева. За девиз Zverev Art Prize взяли фразу живописца «Жизнь скована, искусство свободно» и в феврале 2021 года объявили open call. Любой желающий мог прислать свои работы, которые, на его взгляд, соответствовали девизу, и стать претендентом на награду. В произведениях должны были отражаться «творческая свобода, креативность, преодоление рамок стереотипов и банальностей» (из пресс-релиза).

Всего было прислано «более 2 тыс. заявок из 169 городов России и 32 стран мира». Далее экспертный совет в составе семи человек «ведущих галеристов, критиков и преподавателей различных арт-институций» выстроил все 2 тыс. работ по ранжиру от лучшей к худшей. На итоговую выставку проходили вещи, набравшие наиболее число баллов.

Из этих 50 произведений авторитетное жюри (в него вошли художники Григорий Брускин, Владимир Наседкин, Франциско Инфанте-Арана, Сергей Шутов, Аристарх Чернышев, Сергей Братков) 1 ноября выберет трех победителей: за первое место полагается 1 млн руб., за второе — 500 тыс., за третье — 250 тыс. соответственно. Также будут вручены специальный приз от Музея AZ и приз зрительских симпатий. Параллельно в стенах самого Музея AZ развернули выставку членов жюри (она продлится до 7 ноября), чтобы ни у кого не осталось сомнений в их заслугах и компетентности.

Еще…

Казалось, что это не составит труда, по крайней мере, первый час.

Вот Евгений Музалевский, молодое дарование, 26-летний выпускник школы Родченко с огромной эффектной абстрактно-экспрессивной живописью и пронзительными стихами:

Слезы на глазах похожи на говяжий бульон,
Этим летом мы никуда не пойдем.
Мне постоянно страшно, я в холодном поту,
Не знаю, как перемещаться в аэропорту.
И все эти люди куда-то спешат,
Открываются рынки, секонд-хенды, музеи,
Мне безумно х…ево от этой идеи…

Вот графика — объекты из прозрачной бумаги Анны Казьминой под общим названием «Невесомость». Анна училась и сейчас преподает в Пекине, в том числе и поэтому у нее такой особенный стиль — традиционный, многодельный и контемпорари.

Вот четыре панно Владимира Потапова: акриловая эмаль на дереве. Слоев много, они разноцветные, потом по ним вырезают рисунок. Автор говорит, что подсмотрел технику у работников коммунальных служб. В России по слоям краски можно понять возраст здания. Отличная история, но она известна как минимум с 2018 года, когда у Владимира Потапова прошла выставка «Все палитры попадают в рай» (совместно с Владимиром Дубосарским) на том же «Винзаводе».

Вот два исследовательских проекта («Марсий. Про-форма. Герои, жесты, позы и кризис монумента в современной России» и «Мавзолей как свидетель эпох») скульптора Антонины Фатхуллиной и художника Вадима Михайлова. Не вдаваясь в детали, можно их обозначить как критику современного урбанизма, городского устройства.

Примерно минут через 40, завернув за угол, а потом еще раз за угол и обнаружив те самые восемь отделений с овальными сводами и в них — самые разноплановые работы, ты понимаешь, что пройдена только половина выставки. Здесь все вперемешку: новое и старое, объемное и плоское, лайтбоксы и видео, металл и пластмасса. Глаз выделяет лишь хороших знакомых: геометрические объекты Дианы Воубы (проект «Город-алфавит», 2015–2016), инсталляцию «Поминки по Финнегану» Аллы Урбан (так мощно прозвучавшей в начале 2021 года персональной выставкой в Третьяковской галерее), проект Sad. O.K. Super Тима Парщикова. Этот последний — посвященные пандемии лимонно-синие фотографии — где только в этом году не выставлялся: в Мультимедиа Арт Музее, на Cosmoscow, в «Зарядье» на выставке номинантов Московской Арт Премии, где он висит до сих пор.

Некоторые явления культуры трудно осмыслить по причине их неупорядоченности. Наше сознание небезразмерно. Даже если вникать в искусство — ваш профессиональный долг, трудно составить впечатление о пестром собрании на 2,5 тыс. м2.

В отличие от давно существующих премий по современному искусству: «Инновации», Кандинского, — новая, зверевская предельно демократична, не ставит перед участниками никаких временных границ, можно показывать как последние работы, так и многолетней давности. Заявляй о себе — и, возможно, тебя сполна оценят. Случись такое событие в области современного искусства лет 30 назад, ему бы рукоплескали. Но сейчас это, к сожалению, не работает.

Потому как главный враг современного человека — информационный шум. Сегодня мы потребляем в 3 тыс. раз больше информации, чем в докомпьютерную эпоху. В геометрической прогрессии множатся музеи и арт-резиденции, фестивали и биеннале, любой город торопится обзавестись событием формата контемпорари-арт. Мир вообще и современное искусство в частности стремится к энтропии — хаосу. И, откровенно говоря, если есть возможность этот хаос не приумножать учреждением очередной премии, очень благородно этим шансом воспользоваться. Но если учредил, так борись с энтропией! Придумывай жесткие рамки и критерии, навязывай свою кураторскую волю и таким образом отбирай из моря участников тот самый уникальный жемчуг. И не перекладывай ответственность на жюри (которое, по сути, коллеги самих конкурсантов и нередко одного с ними поколения) и уж тем более на подвыпивших гостей.

Рискну предположить, что сегодня востребован не демократичный, а предельно жесткий, авторитарный, если так можно сказать, подход: авторская воля. Кто дает деньги, тот и заказывает музыку. «Я так решил, у меня большой опыт — и да будет так!» Думаю, если бы в свое время Дягилев, делая сезоны в Париже, советовался бы со всеми российскими художниками, у него бы ничего не получилось. Но он внутри себя имел четкое представление, что хорошо и что плохо, свои железобетонные предпочтения и тем самым сильно продвинул все русское и мировое искусство.

Если бы выставка собрала хотя бы 20, а не 50 участников, если бы работы были за определенный промежуток времени или, например, только на бумаге или только портреты (оммаж любимому зверевскому жанру), если бы присутствовал любой четкий и жесткий критерий, сценарий — вся затея с премией только бы выиграла. Пока что она без руля и ветрил. По крайней мере, в этом есть соответствие образу художника, чье имя премия носит. И в целом выставка стала ярким событием и вполне раскрасила октябрьские будни перед очередным локдауном.

Большое винохранилище «Винзавода»
Выставка номинантов Премии Анатолия Зверева
До 28 ноября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+